Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Институты государственного регулирования предпринимательства в России

Современная практика функционирования экономики зарубежных высокоразвитых стран свидетельствует, что государство осуществляет регулирование ключевых социально-экономических процессов, в том числе и в сфере предпринимательства. В основе государственного регулирования лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления. Теоретическая база такой политики основывается на теоретических положениях различных экономических школ. Так, школа Дж.М. Кейнса исходит из того, что рыночная экономика неспособна к полной самоорганизации и поэтому нуждается в существенном государственном вмешательстве. Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов, основанных на рыночных отношениях. Его концепция связана на идее расширения ёмкости рынка путём достижения эффективного спроса.

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие признаки:

  1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности.
  2. К субъектам государственного регулирования относятся, в первую очередь, органы законодательной и исполнительной власти. Кроме этого можно указать следующие субъекты: судебная власть, Центральный банк РФ, Счетная палата и Прокуратура РФ, консультационные советы, а также носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели - индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения.
  3. Объекты государственного регулирования предпринимательской деятельности - это экономические отношения между субъектами предпринимательской деятельности, отдельные виды предпринимательской деятельности, отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
  4. Цели государственного регулирования в сфере экономики заключаются в решении ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве главной цели мы можем указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства.
  5. Методы государственного регулирования на предпринимательской деятельности. Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным административно-ведомственным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов, например, государственная регистрация, лицензирование и др. Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития предпринимательства, создание благоприятной внешней среды для деятельности, стимулирование должного поведения субъектов. К ним относятся проведение денежно-кредитной политики, либерализация налогового и амортизационного законодательства, обеспечение государственными заказами субъектов предпринимательства и др. Соотношение прямых и косвенных методов зависит от экономической ситуации в стране, избранной концепции экономического развития[7].

Создание благоприятной среды для развития предпринимательства является одной из приоритетных задач в деятельности Правительства Российской Федерации, а также деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. В последние десятилетия в России сформировалась система государственной поддержки предпринимательства, структура которой характерна также для всех стран с развитой рыночной экономикой. Основными элементами этой системы являются:

1. Государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие предпринимательства: законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения. Сюда также относятся правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.

Так, в настоящий момент правовую основу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) составляет Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . Этот Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Закон определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов МСП. Эта поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов и организаций предпринимательства. Кроме того.осуществляется поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также поддержка субъектов предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельности[8].


Финансовая поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Имущественная поддержка субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях всоответствии с федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП, муниципальными программами развития субъектов МСП.

Информационная поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов МСП.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, информацией:

  • о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов

МСП;

  • о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности;
  • о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • о финансово-экономическом состоянии субъектов МСП;
  • об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам МСП;
  • об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.

2. Система государственных институтов, представляющая собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки. Государственным институциональным структурам поддержки предпринимательства, ответственных за осуществление государственной политики, принадлежит связующая, координирующая и регулирующая роль в осуществлении деятельности всей системы поддержки предпринимательства, включая как государственные, так и рыночные структуры и механизмы[9].

Основными государственными институтами регулирования и поддержки предпринимательства являются:

Правительство Российской Федерации.В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов МСП, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

При Министерстве экономического развития Российской Федерации функционирует Государственный совет РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. С января 2015 г. здесь разрабатывается пакет мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.

19 февраля 2015 г. Минэкономразвития утвердило «Стратегию развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г.». В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определяется как «система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов развития НГС определяют цели, способы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса.


Основным инструментом реализации государственной политики регулирования и поддержки МСП служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки МСП.

3. Инфраструктура поддержки предпринимательства, которая представляет собой систему специализированных институтов (коммерческих и некоммерческих), которые обеспечивают реализацию федеральных программ развития субъектов предпринимательства, региональных программ развития субъектов предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, формирующих условия для создания субъектов предпринимательства, оказания им поддержки, и привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме перечисленных субъектов, инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнесинкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговыеи учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации.

В инфраструктуру поддержки деятельности предпринимательства органично включены следующие организации:

  • Фонды содействия развитию предпринимательства
  • Бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.
  • Государственные и частные информационные центры
  • Фонды микрокредитования
  • Сеть кредитных организаций
  • Страховые компании
  • Консалтинговые компании
  • Юридические консультации
  • Третейские суды.
  • Кадровые агентства
  • ВУЗы, СУЗы и другие образовательные учреждения
  • Торгово-промышленные палаты.