Файл: Протезно-ортопедическая помощь (Нормативные правовые и другие акты, регламентирующие вопросы обеспечения инвалидов и других категорий населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если для этого человеку требуется какое-либо специальное техническое устройство, предусмотренное законодательством страны, то оно указывается в индивидуальной программе инвалида. Цель предоставления таких средств — не только помочь полностью интегрироваться человеку в общество, но и восстановить утраченные функции, если это возможно.

В качестве реабилитационных программ могут быть прописаны следующие виды назначений: лекарственная терапия, направленная на прием определенных средств; хирургическое вмешательство, подразумевающее необходимость в удалении определенных нарушений; санаторная терапия, позволяющая человеку восстановить свое физическое и эмоциональное состояние; протезирование, что в некоторых случаях дает человеку полностью восстановить утраченную функцию; переобучение инвалидов и специальная ориентация, благодаря чему они учатся функционировать в новом для них состоянии. Все это совмещается с предоставлением технических средств, которые могут быть основными или вспомогательными. В качестве основных рассматриваются те средства, без которых человек не сможет выполнять даже самые базовые действия, например, передвижение или отправление своей нужды. 

Вспомогательными считаются такие средства, которые помогают человеку интегрироваться в общество, но без которых он может обходиться определенное время. Все средства, перечисленные законодательством, должны предоставляться инвалидам на бесплатной основе. Для этого необходимо подать заявку в соцзащиту для их получения. Но нередко бывает так, что необходимых технических средств в нужный момент может не оказаться. Тогда инвалид может приобрести их самостоятельно, а потом подаст заявление на компенсацию.

Но для этого необходимо сначала получить письменный отказ, подтвержденный документально отсутствием нужного технического средства. И только после этого можно приобретать самостоятельно товар и писать заявление о компенсации средств. Если же инвалид просто примет решение приобрести новое техническое средство, не подав заявку на его получение, в компенсации ему будет отказано.

Как устанавливает ст. 11 ФЗ РФ № 181 от 24.11.1995, для каждого инвалида персонально разрабатывается программа реабилитации либо абилитации (сокращенно — ИПР либо, соответственно, ИПРА). Это целый комплекс мер, который включает все обязательные составляющие реабилитации (тех. средства, услуги, восстановительные мероприятия).

ИПР выдается на руки гражданину после установления ему инвалидности при прохождении МСЭ. Действие разработанной программы распространяется на тот срок, на который устанавливается группа инвалидности. Форма ИПР (ИПРА) утверждена и представлена в прил. 2 к Приказу Минтруда РФ № 486н от 13.06.2017 (ред. от 2018 г.).


ИПР присваивают регистрационный номер, который включает: порядковый № ИПР, № бюро, код субъекта РФ, год разработки ИПР. На составленной готовой программе должна стоять подпись руководителя бюро МСЭ с расшифровкой и печать бюро.

Порядок исполнения персональной программы реабилитации, разработанной инвалиду

Предписания, мероприятия, услуги, прописанные в ИПР, подлежат безоговорочному исполнению. Исполнителями в данном случае являются все организации, которые задействованы в проведении реабилитации инвалида. К ним относятся: медицинские учреждения, служба занятости, соответствующие соцслужбы, образовательные учреждения, органы соцзащиты. Инвалид, которому выдали ИПР, вправе самостоятельно обращаться в указанные организации за консультацией, необходимой помощью.

Собственно ИПР носит рекомендательный характер. Инвалид может полностью либо частично отказаться от ее исполнения, причем сразу, в день выдачи ИПР на руки. Отказ оформляется письменно. Тогда с организаций—исполнителей снимается ответственность за ее реализацию.

Также он может не посещать названные выше организации—исполнители (службу занятости, больницу и т.д.). Это его право. Подобное игнорирование может восприниматься как отказ от программы. К сведению, за отказ от ИПР инвалиду при любых обстоятельствах выплата компенсации не полагается.

Все организации—исполнители несут полную ответственность за надлежащее исполнение ИПР. Никто из них не вправе изменять программу реабилитации, уменьшать объем положенных инвалиду мероприятий, заменять их чем—то иным. Как установлено, за 2 мес. до истечения срока, на который установлена инвалидность, ими подготавливаются и сдаются необходимые отчеты о проведенных восстановительных мероприятиях.

Что включает реабилитация инвалида

Вопросам реабилитации, восстановления инвалидов существенное внимание уделяет ФЗ РФ № 181 от 24.11.1995. Как отмечено ст. 9 ФЗ РФ № 181, реабилитация инвалида — обязательный системный процесс, направленный на восстановление его способностей к разным видам деятельности (бытовой, трудовой, общественной и т. д.).

Основная задача данного процесса — устранение либо, по крайней мере, максимально возможная компенсация существующих ограничений жизнедеятельности инвалида. Соцадаптация — непременная составляющая реабилитации. В этой связи государство инвалидам за счет федерального бюджета:

предоставляет необходимые тех. средства;

оказывает сопутствующие услуги;


проводит назначенные восстановительные мероприятия.

Весь спектр обозначенных мер включен в федеральный перечень, утвержденный правительственным Распоряжением № 2347-р 30.12.2005 (ред. от 2017 г.).

Компенсация расходов инвалиду при самостоятельном приобретении тех. средств

Вопросами назначения компенсации занимается все тот же исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства инвалида. Выплата назначенной компенсации производится в порядке очередности. Предоставляется она только в двух случаях:

Если инвалид сам, за свои деньги, купил положенные ему мед. изделия.

Когда тех. средство, которое предусмотрено ИПР, невозможно предоставить инвалиду.

При самостоятельном приобретении тех. средств компенсация назначается следующим порядком. Как принято, инвалид (иное полномочное лицо, представляющее его интересы) подает заявление о предоставлении компенсации. Вместе с ним он предъявляет документы, где отражены суммы его расходов.

Именно документальное подтверждение понесенных трат — основание для положительного решения по возмещению расходов за покупку средства.Компенсация не выплачивается:

когда инвалид отказался от положенных ему тех. средств;

если он купил мед. изделия, которые не рекомендованы, не предусмотрены ИПР.

Размер компенсации соотносится с реальной стоимостью того мед. изделия, которое следует предоставить инвалиду по ИПР. Т. е. компенсация здесь — это сумма понесенных по факту трат при покупке, которая не может превышать стоимость предусмотренного по ИПР тех. средства.

Выводы

Основные проблемы действующей системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации следующие: непрозрачность конкурсных процедур, которые могли бы снизить цены на изделия, отсутствие возможности отбора наиболее качественных технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов ввиду высокой значимости ценового критерия при проведении торгов; длительный срок, проходящий от момента получения инвалидом индивидуальной программы реабилитации с соответствующими рекомендациями до момента получения технического средства реабилитации; недостаточная индивидуализация подходов к предоставлению технических средств реабилитации в зависимости от состояния здоровья и потребностей инвалида; низкий размер возмещения расходов инвалида при выплате компенсации за самостоятельно приобретенное изделие.


Глава 3. Пути совершенствования правового регулирования обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

Анализ действующей конструкции правового регулирования вызван необходимостью введения новых механизмов и методов регулирования сферы обеспечения инвалидов качественными техническими средствами реабилитации, в том числе введением принципа саморегулирования в указанной области и отмены существующих бюрократических барьеров, показавших свою неэффективность. Логичным шагом в этом направлении было бы введение в практику реабилитационного сертификата и целевой социальной выплаты (рис. 2).

Рисунок 2 - Новые способы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации[20]

В части совершенствования законодательства и в целом модернизации механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации можно предложить следующие меры:

1.Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании реабилитационных сертификатов или за счет средств целевой социальной выплаты в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок предоставления технических средств реабилитации застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Фондом социального страхования Российской Федерации.

2.Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов (за исключением застрахованных лиц вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Финансирование расходных обязательств по обеспечению застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Форма отчета о расходовании предоставленных субвенций на осуществление уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты и порядок представления отчетов об осуществлении уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации на основании реабилитационных сертификатов и (или) за счет средств целевой социальной выплаты утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.


5. Обеспечение инвалидов лечебно-тренировочным протезом при первичном протезировании предлагается осуществлять при наличии заключения врачебной комиссии медицинского учреждения на основании реабилитационного сертификата.

6. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее – заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации и изделиями осуществляется на всей территории Российской Федерации путем предъявления инвалидом (ветераном) или его законным представителем реабилитационного сертификата на получение технического средства реабилитации (изделия) в организации, обеспечивающие техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющиеся членами саморегулируемой организации. Указанные организации обязаны иметь необходимое оборудование для работы с пластиковой социальной картой.

8. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены (нормативные сроки пользования) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования осуществляется организациями, обеспечивающими техническими средствами реабилитации (изделиями) на основании реабилитационного сертификата и являющимися членами саморегулируемой организации. Стоимость такого ремонта входит в стоимость реабилитационного сертификата и дополнительной оплате не подлежит.

9. Досрочная замена технического средства реабилитации (изделия) в период его нормативного срока пользования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, хищение), подтверждаемых документально, а также изменений антропометрических параметров инвалида или течения его болезни, подтверждаемых заключением федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном для их получения. Обслуживание, ремонт, досрочная замена технического средства реабилитации (изделия), пришедшего в негодность в результате нарушений инвалидом (ветераном) требований инструкции производителя или иного небрежного обращения, осуществляется за счет собственных средств инвалида (ветерана).