Файл: Основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
1. Определить стратегию организации в целом, позиционирование
магазина, кто является покупателем;
2. Определить цели и задачи управления ассортиментом;
- Назначить ответственное за ассортимент лицо и определить людей
в его подчинении (отдел);
- Прописать все аспекты управления ассортиментом, а именно:
кто составляет матрицу, в каких пределах ответственны менеджеры при
внесении информации в матрицу, уровни доступа, кто отвечает за актуальность информации;
- товарный классификатор и его основные уровни;
- роли категорий и их заданные пропорции;
- кто за какие категории отвечает и в каком объеме (порядок
- ответственности - объем продаж, прибыль и т.д.);
- на каком основании товар вводится в ассортимент и порядок такой
процедуры;
- на каком основании товар выводится из ассортимента и процедура;
- норма продаж для каждой категории;
- норма складского запаса;
- порядок проведения и рассмотрения аналитических отчетов;
что делать с непродаваемыми и неликвидными товарами ;
- как происходит планирование продаж (порядок согласования,
утверждения и корректировки планов);
- порядок распределения товаров по магазину;
- действия при закрытии магазина и ликвидации части ассортимента.
Рекомендуемые положение об ассортиментной политике.
1. Ответственность за формирование и поддержание ассортимента
магазина несет начальник отдела маркетинга.
2. Основой формирования ассортимента являются потребности покупателей.
- в ассортименте присутствуют следующие товарные категории:
базовые;
приоритетные;
сезонные;
удобные (сопутствующие).
3. Решение о вводе и выводе товарных категорий из ассортимента
принимается группой специалистов и генеральным директором на основании
документов, предоставленных маркетологами-аналитиками.
4. Основным документом, регламентирующим ассортимент сети магазинов,
является ассортиментная матрица, представляющая собой перечень
наименований утвержденной формы.
- Решение об изменении ассортимента (вводе / выводе конкретных товаров)
принимается генеральным директором и группой специалистов на
основании отчетов по продажам, предоставленных соответствующими
менеджерами.
- Товар, относящийся к той или иной категории, остается в ассортиментной
матрице при соответствии следующим критериям:
- товар является оборотоспособным и приносит должную прибыль;
- гарантированное качество товара;
отсутствие нареканий на эффективность работы поставщика.
5. Товар рассматривается к вводу в ассортиментную матрицу при
соответствии одному из следующих критериев:
- существует спрос на товар среди представителей целевой аудитории
магазина, а также его представленность в магазинах конкурентов;
- товар является новинкой с уникальными свойствами, для которого
обеспечивается массовая рекламная кампания производителя;
- товар способствует увеличению объема покупки.
6. Товар рассматривается к выводу из ассортиментной матрицы при
соответствии одному из следующих критериев:
- товар не приносит магазину должной прибыли;
- объективное снижение качества товара;
- нарекания по качеству работы поставщика
-
- Рекомендации по совершенствованию ассортимента.
Формирование ассортимент подразумевает разработку стратегии продукта,
основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.
Есть некоторые группы товара, которые покупатели обычно предпочитают
покупать на продовольственных рынках или микрорынках. Это, как правило, косметические средства. Эти группы товаров также должны быть
в наличии , но в небольшом количестве. Кроме того, в продаже должны быть товары, относящиеся к категории
элитных. Как правило, такие товары имеют высокую цену и довольно долго
залеживаются на прилавках, но наличие таких товаров обязательно, так как они поднимают престиж магазина в глазах покупателей и позволяют
ориентироваться не только на средние слои населения, но и на обеспеченные.
Следует учесть, что данные товары должны быть в ограниченном количестве, так как они достаточно специфичны и долго ждут своего
покупателя, а также, чтобы избежать дополнительных издержек на
хранение и реализацию. Необходимо несколько расширить разнообразие
сопутствующего ассортимента, например, кондиционеры для белья, которые,
как правило, располагаются на пути к основному товару.
Относительно группы элементы питания можно порекомендовать
следующее: выделять данную группу товаров ценниками другого цвета,
объединить их на отдельном стеллаже или полке, установить специальные
указатели для удобства покупателей.
При проведении анализа было выявлено, что такие ассортиментные
группы, как стиральный порошок, средства по уходу за волосами и чистящие
средства потребляются часто. К данным товарным группам необходимо
применить стратегию диверсификации, то есть еще более разнообразить
ассортимент этих товарных групп за счет расширения их широты, глубины
(разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые
марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или
отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически аналогичный товар.
Исходя из результатов проведенного исследования, было выявлено, что
современный покупатель все большее предпочтение отдает товарам
отечественного производства. Особенно это касается товаров первой
необходимости (стиральный порошок и чистящие средства). Возможно, это
связано с тем, что в настоящее время ассортимент импортных товаров этих
групп невелик, а также в последнее время сложилось мнение, что
отечественные товары не содержат различных вредных химикатов и добавок,
так как не требуют того, чтобы в них добавлялись вещества, способствующие
долгому хранению (в отличие от импортных товаров), экологически чистые и
натуральные. Поэтому надо расширять ассортимент продуктов отечественного производства, в частности, по таким товарным группам,
как шампуни, детские подгузники, косметические средства. Нужно разнообразить ассортимент стирального порошка отечественного
производства. Их ассортимент довольно насыщен, но очень много импортных марок, а отечественные практически отсутствуют.
В настоящее время потребители начинают задумываться о своем здоровье
и здоровье своих близких, поэтому они прилагают все больше усилий по
поиску натуральных и экологически чистых товаров. Необходимо включить в ассортимент магазина товары экологические чистые, без химических
добавок и красителей, обогащенные витаминами и микроэлементами.
Заключение.
В заключение исследования можно сделать вывод о том, что одним из
наиболее важных условий качественного снабжения розничной торговой сети и обеспечения достаточного уровня обслуживания покупателей
является создание наиболее оптимального ассортимента товаров, который
удовлетворит различные запросы конечного потребителя. Поэтому одним
из главных направлений коммерческой деятельности торгового предприятия
является формирование ассортимента товаров. Формирование ассортимента
это деятельность, направленная на подбор групп, видов и разновидностей
товаров соответственно спросу потребителей, с целью наиболее полного его
удовлетворения. Ассортимент представляет собой набор товаров, способный удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности населения и обеспечить высокую прибыль организации. Формирование ассортимента
товаров осуществляется непрерывно, начиная от производства и заканчивая
потреблением, оно связано с определенным предприятием и обуславливается
ассортиментной политикой этого предприятия. Ассортиментная политика
предполагает определение руководством компании целей, задач и основных
направлений формирования ассортимента товара.
Анализ потребителей торгового предприятия показал, что магазин обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода.
Положительной чертой в работе магазина является оперативная работа по индивидуальным заказам потребителей, что создает положительный имидж и привлекает дополнительных потребителей. Еще один плюс - квалифицированный персонал.
Построение эффективной модели спроса позволяет определить, кому нужен предлагаемый товар и при каких условиях он будет продаваться успешно
Изучение рынка, построение различных моделей спроса и само существование любого коммерческого предприятия направлено на получение положительной разницы между понесенными затратами и полученными доходами - прибыли. Для торгового предприятия величина прибыли находится в прямой зависимости от физических объёмов продаж и разницы между ценой продажи и ценой приобретения. В свою очередь величина физической реализации зависит от оптимальности ассортимента реализуемых товаров. Оптимальность ассортимента является прямым следствием правильно выстроенной модели спроса по каждой товарной позиции и в целом по всей номенклатуре товаров. Кроме ассортимента величина прибыли и ее уровень зависит от материально- технической базы торгового предприятия, уровня профессионализма персонала и её деловой репутации, то есть того, что о фирме думают потребители товаров и услуг, деловые партнеры.
Библиография.
1. Алексеев А.В. Развитие оптового и розничного рынка в России.
Маркетинг. – 2012. - № 1.
2. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М, Прогресс, 1990.
3. Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: