Файл: Формирование экономических ресурсов и их влияние на результаты коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
Наряду с продажей товаров оптовые предприятия оказывают своим клиентам услуги, которые по своему назначению подразделяются на: технологические ( хранение, подсортировка товаров, транспортировка); коммерческие (помощь в рекламе товаров, предоставление информации); организационно-консультативные ( консультации по техническим вопросам, рекомендации по маркетинговым исследованиям).
Коммерческая работа по оптовым продажам товаров, в сравнении с розничной торговлей, имеет свою специфику, так как оптовые предприятия реализуют товары крупными партиями и в качестве клиентов здесь выступают оптовые покупатели ( магазины или оптовые посредники ). Правовым документом, регулирующим взаимоотношения между оптовым продавцом и оптовым покупателем являются договор поставки или договор купли-продажи товаров.
В оптовых торговых предприятиях с большим объемом товарооборотом организуются отделы продаж. В штат этого отдела входят: управляющий отделом, товароведы, продавцы или менеджеры по продажам.
Торговые работники отдела продаж осуществляют прием и обработку заказов клиентов, рассчитывают их стоимость, определяют размер скидок, оформляют документы, контролируют выполнение заказов. Для лучшего качества обслуживания клиентов они принимают участие в оформлении ассортимента, следят за состоянием товарных запасов на складе, ведут учет товаров пользующихся спросом, но отсутствующих на складе.
Наиболее сложной задачей для работников отдела продаж является работа с претензиями, возникшими после продажи товара. В этом случае необходимо установить причину нарушения качества товаров и выбрать необходимые условия возмещения ущерба клиента в случае его правоты. Эти условия могут быть различными: замена бракованного товара в равном количестве на качественный товар; уплата штрафа поставщиком товара; возмещение стоимости товара.
Своевременное обеспечение товарами розничных торговых предприятий зависит от качественной работы оптового звена сферы товарного обращения. Оптовые торговые предприятия выполняют роль коммерческих посредников между производителями и розничными торговыми предприятиями, поэтому они выполняют ряд функций, способствующих удовлетворению потребностей конечных потребителей.
Глава 2 Особенности формирование экономических ресурсов и их результатов в коммерческой деятельности предприятия.
Экономические ресурсы:
Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные (неэкономические) и экономические.
Свободные ресурсы-ресурсы, потенциально не вовлеченные в хозяйственный оборот, количество которых условно неограниченно. Эти ресурсы обладают потребительной стоимостью, но не обладают меновой стоимостью, и в силу этого, имеют нулевую рыночную цену ( атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра, биологические ресурсы флоры и фауны, неразведенные запасы полезных ископаемых и т.д.)
Экономические ресурсы-ресурсы, потенциально вовлеченные в хозяйственный оборот, имеющие денежную оценку, количество которых относительно ограничено. В силу этого за их использование необходимо платить.
Деление ресурсов на «экономические» и «свободные» не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Так, в результате ухудшения экологии природной среды и обострения экономических проблем некогда «свободные» ресурсы (например, чистая пресная вода, чистый атмосферный воздух) могут со временем стать менее допустимыми и, в силу этого, превратиться в экономические.
Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) включают:
-трудовые ресурсы
-финансовые ресурсы
-деньги
-ценные бумаги
Материально-вещественные ресурсы:
-здания, сооружения
-машины, оборудование
-природные ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, земли)
Нематериальные ресурсы:
-патенты, авторские и другие права, лицензии, ноу-хау и др.
-информационные ресурсы
-знания.
Финансовые ресурсы-«кровеносная система» экономического организма, они обеспечивают процесс функционирования и развития предприятия, «снабжая» его всеми видами остальных необходимых ресурсов.
Трудовые ресурсы-принято считать приоритетным экономическим ресурсом: никакая самая производная техника ( орудия труда) не может произвести продукцию, пока человек не приложит свои усилия.
Материально-вещественные ресурс – являются основой приложения человеческого труда, в результате которого они трансформируются в конечный продукт (товар), служащий для удовлетворения потребностей человека.
Нематериальные ресурс-в современных условиях приобретают особую роль. Знания и информация становятся мощной производительной силой общества. Одним из ключевых нематериальных ресурсов является информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания, или профессиональные компетенции.
Таким образом, каждый вид экономических ресурсов предприятия имеет свои характерные черты и особенности использования. В условиях рыночной экономики все экономические ресурсы свободно покупаются и продаются, приносят своим владельцем доход в виде ренты (земля), процента (капитала), заработной платы (труд).
2.1 Характеристика и структура процесса формирования экономических ресурсов и их влияние на результаты коммерческой деятельности
Экономические ресурсы - это совокупность тех природных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создание товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:
1.природные- потенциально пригодные естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» ( последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и «невозобновляемые»);
2.материальные-все созданные человеком ( «рукотворные») средства производства);
3.трудовое- население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;
4.финансовые- денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Для осуществления своей деятельности каждое предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов-элементов, используемых для производства экономических благ. В производственной деятельности предприятия имеют и используют определенные виды капитала: основной капитал ( машины, здания, сооружения), оборотный капитал (денежные инвестиции), трудовой капитал (трудовые навыки, производственный опыт).
Понятия об экономических ресурсах является одной из основополагающих экономических категорий. В общем случае экономические ресурсы выражают собой совокупность источников, обеспечивающих осуществление конкретной хозяйственной деятельности вне зависимости от того, какие субъекты ее осуществление, и в чем состоят их цели. Ресурсы используются коммерческие и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями. Они используются также и домашними хозяйствами, функционирующими в качестве основной единицы в сфере потребления.
Оценивания важность экономических ресурсов, без использования которых хозяйствование не представляется возможным, следует определить их как фактор не только производства, но и потребления. В переводе «фактор» означает «делающий». Интерес темы обращен к факторам производства, необходимым для выпуска продукции.
Ресурсы в составе труда, капитала и природы целесообразно определить как первичные. Это означает, что они независимы друг от друга и допускаются различное комбинирование в предпринимательской деятельности с приданием им в этих комбинациях различного удельного веса.
Постоянно возрастающие и изменяющиеся общественные потребности побуждают предпринимателя развивать дело, увеличивать состав и объема выпускаемой продукции. Для этого необходимо привлечение дополнительных ресурсов. Такую задачу решают и другие предприятия. В то же время источники ресурсов объективно имеют представленные размеры, идет речь о возможностях природы, количестве вовлекаемых в деятельность работников или накопленном ранее имуществе. Для разрешения складывающегося противоречия между планами и возможностями их удовлетворения возникает со всей значимостью и во всем величии задача наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Какие же ресурсы следует назвать, чтобы охватить интересы всего многообразия сфер предпринимательской деятельности? Отвечая на этот вопрос, можно предложить следующий перечень ресурсов:
-Природные ресурсы
- естественные, имеющиеся в природе, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира.
- трудовые ресурсы, трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями к трудовой деятельности и производящая материальные блага или оказывающая услуги.
- финансовые ресурсы, представленные денежными средствами, принадлежащими субъекту, учитывая в том числе и средства в иностранной валюте;
- капитальные средства, олицетворяемые вещной формой недвижимого и приравниваемого к нему имущества в виде техники, технологии;
-материальные услуги, предметы труда; сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное строительство и отходы производства, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы.
- научно-информативные ресурсы, выраженные в сведениях о знаниях человечества, о ситуации в рыночной сфере, состоянии законодательства и т.п.
- личностные параметры предпринимателя, отражающие его возможности на основе знаний и опыта;
- организационные параметры, предпринимательской структуры, состоящие в возможностях, как мобилизации внутренних сил предприятия, так и привлечения сил извне.
В дополнение к этому перечню следует отметить, что природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые, что диктует внимание общества к их расходованию. Что касается материальных ресурсов, то предприятия может иметь в качестве дополнительного источника использование отходов своего производства, т.е. обращаться к вторичным ресурсам.
Заключение
Переход к рыночным отношениям обуславливает коренное изменение роли, содержание коммерческой деятельности предприятий. Решающим фактором перехода предприятия от административно-командных отношений к подлинно рыночным является их коммерческая активность, которая определяется и уровнем коммерческой работы , ее эффективностью.
В условиях становления рынка приоритетное значение приобретают такие элементы коммерческой деятельности, как изучение и прогнозирование рыночных ситуаций, и элементы ресурсного обеспечения производственных предприятий.
Коммерческая работа по формированию товарных ресурсов должна основываться на исследованиях потребностей покупателей, организовываться по принципу гибкого управления, включать вопросы ценообразования, основываться на теории маркетинга.
Формирование товарных ресурсов предприятий осуществляется посредством выполнения ими ряда коммерческих операций: обоснование необходимого объема закупок, установление хозяйственных связей, осуществление договорных отношений.
Посредством закупок хозяйствующий субъект воздействует на поставщика. При закупке юридически оформляются взаимоотношения между поставщиком и покупателем посредством заключения договоров поставки сырья и продукции.
Достижение главной экономической цели деятельности предприятия – максимизация прибыли – обеспечивается за счет оптовых продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.