Файл: Правовые основы организации нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст.43 Основ при удостоверении сделок нотариус обязан проверять дееспособность участвующих в сделках граждан. Однако порядок проведения такой проверки действующим законодательством не установлен.

Представляется, что в этой ситуации нотариус располагает следующими способами для выяснения дееспособности граждан.

Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия. Кроме того, в случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

В этой связи для установления дееспособности гражданина, участвующего в сделке, нотариус может требовать предъявления документа, подтверждающего возраст лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а в соответствующих случаях – свидетельства о браке.

Если у нотариуса имеются основания предполагать, что кто-либо из участников сделки не может понимать значения своих действий или руководить ими вследствие душевной болезни или слабоумия, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, а сведений о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным не имеется, нотариус, в соответствии с абзацем вторым ст.41 Основ, вправе отложить совершение сделки и истребовать дополнительные сведения от физических и юридических лиц (например, не выносилось ли судом решение о признании лица, участвующего в сделке, недееспособным или ограниченно дееспособным). В зависимости от полученной информации нотариус либо удостоверяет сделку, либо отказывает в совершении нотариального действия.

Вышеизложенные проблемы и пути их решения свидетельствуют о крайней необходимости изменения действующего законодательства в сфере нотариата и нотариальной деятельности. Слишком долго эта сфера общественных отношений находилась на «задворках» мыслей законодателя, поэтому сегодня пора уделить вопросу совершенствования правового регулирования нотариальной деятельности и статуса нотариата самое пристальное внимание.

Заключение

Делая вывод по работе можно сказать что, современный нотариат – это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Совершая нотариальные действия, нотариусы не используют принцип публичности, им запрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев предусмотренных Основами о нотариате.

Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Кроме того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.

Нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. Однако в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Институт современного нотариата обладает следующими основными признаками, раскрывающими его правовую сущность:

- целью осуществления нотариальной деятельности является защита в установленном порядке и предусмотренными законом средствами прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства;

- нотариат России включает в себя две категории нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариусы обладают публичными, властными полномочиями и осуществляют нотариальную деятельности от имени Российской Федерации;


- институт нотариата организационно не входит в систему органов государственной власти и представляет собой институт гражданского общества;

- нотариальная деятельность осуществляется в области бесспорной юрисдикции.

Существует ряд конституционно-правовых проблем правового регулирования деятельности нотариата в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. К таким проблемам относятся: формальное отношение соблюдать в нотариальной практике правило о необходимости выяснять сделкоспособность или дееспособность лиц, участвующих в сделке, при ее удостоверении. Также, проблемным аспектом работы российского нотариата является указание продажной цены объекта недвижимости в нотариально удостоверяемых договорах купли-продажи. Нормальным явлением среди российских нотариусов считается, когда в таком договоре указывается, что объект недвижимости продается за цену, оговоренную продавцом и покупателем.

С введением новых форм защиты гражданско-правовых отношений и исключением нотариата из этой области увеличилось и количество споров, рассматриваемых российскими судами. Все это приводит к выводу о нецелесообразности исключения института нотариата из гражданского оборота и необходимости восстановления подлинного статуса и функций нотариата и, соответственно, усилению с помощью нотариата регулятивных функций государства в имущественных отношениях.

Можно сказать, что нотариат занял свое достойное место в системе учреждений юстиции, осуществляющих правозащитные функции. Являясь публично-правовым институтом и, совершая предусмотренные законом нотариальные действия, нотариусы в полной мере гарантируют доказательную силу и публичное признание оформленных ими документов.

Однако анализ ситуации в государственном нотариате показал, в силу многих причин нотариат не в состоянии выполнять качественно и в полном объеме возложенные на него функции, поэтому законодательство о нотариате должно быть усовершенствовано.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., по сост. на 21.07.2014. // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, по сост. на 29.12.2017. // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, по сост. на 25.04.2018. // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.


4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, по сост. на 14.05.2018. // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1) . – Ст.1.

5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», по сост. на 29.12.2017. // Собрание законодательства РФ. – 12.01.1998. – № 2. – Ст. 219.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», по сост. на 03.04.2018. // Собрание законодательства РФ. – 20.03.2006. – № 12. – Ст. 1232.

7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», по сост. на 04.06.2018. // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по сост. на 07.03.2018. // Собрание законодательства РФ. – 28.11.2011. – № 48. – Ст. 6724.

9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», по сост. на 18.04.2018. // Российская газета. – № 32. –08.02.1992.

10. Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», по сост. на 10.01.2003. Утратил юридическую силу. // Российская газета. – № 120. – 25.06.1993.

11. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», по сост. на 26.07.2006. // Бюллетень нормативных актов. – № 2–3. – 1992.

12. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», по состоянию на 18.04.2018. // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 140.

13. Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Утратил юридическую силу. // Полный сборник законов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 августа 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

14. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», по сост. на 17.02.2018. //

Специальная литература

15. Бегичев А.В. Сущность правозащитной деятельности нотариата в системе социальной функции государства // Нотариус. 2015. № 5. С. 26 - 29.

16. Белицкая А.В. Необходимость института государственного контроля над органами нотариата в РФ: теоретический аспект // Нотариус. 2015. № 5. С. 33 - 36.

17. Даниленков А.В. К вопросу об интернет-правовом регулировании нотариальной деятельности // Нотариус. 2015. № 7. С. 29 - 33.

18. Дегтярев С.Л. Взаимоотношение судебной власти с органами нотариата // Нотариус. 2012. № 5. С. 12-15.

19. Каменков В.С. Нотариат в Беларуси, в России, в Казахстане (задачи, функции, принципы деятельности) // Бюллетень нотариальной практики. 2015. № 2. С. 22 - 26.

20. Мизинцев Е.Н. О соотношении нотариальной и судебной деятельности // Российский судья. 2012. № 4. С. 28 - 31.


21. Михеева Л.Ю. Новым нотариальным действиям - новый закон о нотариате // Закон. 2014. № 11. С. 29 - 35.

22. Михеева Л.Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи // Актуальные проблемы частного права: сборник статей к юбилею Павла Владимировича Крашенинникова: Москва - Екатеринбург, 21 июня 2014 г. / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; отв. ред. Б.М. Гонгало, В.С. Ем. М.: Статут, 2014.

23. Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения. С комментариями. - М.: БЕК, 2016. - 492 c.

24. Романовская, О.В. Нотариат в Российской Федерации / О.В. Романовская, Г.Б. Романовский. - Москва: Огни, 2014. - 442 c.

25. Седлова, Е. В. Нотариат. Учебник и практикум / Е.В. Седлова. - М.: Юрайт, 2015. - 280 c.

26. Сучкова, Н. В. Нотариат / Н.В. Сучкова. - М.: Юрайт, 2013. - 336 c.

27. Сучкова, Н. В. Нотариат / Н.В. Сучкова. - М.: Юрайт, 2014. - 336 c.

28. Сучкова, Н. В. Нотариат. Учебник / Н.В. Сучкова. - М.: Юрайт, 2015. - 384 c.

29. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. - М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2014. - 128 c.

30. Ушаков, А. А. Комментарий к основам законодательства Российской Федерации о нотариате / А.А. Ушаков. - М.: Деловой двор, 2015. - 480 c.

31. Фельцан А.Е. Проблема определения статуса нотариуса в российском законодательстве // Нотариус. 2014. № 1. С. 7 - 11.

32. Черемных Г.Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет // Нотариус. 2013. № 4. С. 2 - 9.

33. Шуйская К.Г. Некоторые новеллы, связанные со статусом нотариусов и кадровыми вопросами нотариата // Делопроизводство и кадры. 2015. № 7. С. 56 - 72.

34. Ширипов, Д. В. Нотариат России / Д.В. Ширипов, М.Н. Малахова. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 288 c.

35. Ярков В.В. Современный нотариат России: выбор вектора развития // Судья. 2014. № 7. С. 8 - 18.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., по сост. на 21.07.2014. // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, по сост. на 29.12.2017. // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.

  3. Белицкая А.В. Необходимость института государственного контроля над органами нотариата в РФ: теоретический аспект // Нотариус. 2015. № 5. С. 33 - 36.

  4. Белицкая А.В. Необходимость института государственного контроля над органами нотариата в РФ: теоретический аспект // Нотариус. 2015. № 5. С. 43

  5. Дегтярев С.Л. Взаимоотношение судебной власти с органами нотариата // Нотариус. 2012. № 5. С. 12-15.