Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях высоких темпов научно-технического прогресса, индивидуализации потребительского спроса, глобализации бизнеса и ужесточения конкуренции, развития информационных технологий важнейшим внутренним фактором развития малого бизнеса и улучшения его конкурентных позиций на рынке становится совершенствование системы управления. Актуализирует данную проблему специфика российских малых предприятий, в частности невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития, стремление к диверсификации бизнеса как средству повышения устойчивости малых предприятий. При этом управление, достаточное на этапе становления бизнеса, становится неэффективным по мере его развития. В развивающемся бизнесе складывается совокупность проблем, которые требуют комплексного решения по организации управления, адекватного усложняющейся деятельности малого предприятия.
Это определяет актуальность данного исследования, направленного на выработку предложений по организации управления малым бизнесом.
Состояние научной проработанности проблемы. В экономической литературе индустриально-развитых стран проблемы малого бизнеса занимают значительное место. Акцент на систему управления малым бизнесом делают в своих работах такие специалисты как Х.-Ю. Варнеке, Т. Дикки, П. Друкер, К. Кук, Р. Мачадо, Н. Сирополис, Д. Смолбоун, Д. Хан, Х. Швальбе и другие. Однако предлагаемые ими подходы и методики не могут быть напрямую использованы в практике управления отечественными малыми предприятиями, что связано со спецификой бухгалтерского учета и налогового регулирования, российского менталитета и предпринимательской культуры, развития рыночной инфраструктуры и государственной поддержки малого бизнеса.
Современные проблемы социально-экономического развития отечественного малого бизнеса нашли широкое отражение в работах российских ученых, среди которых можно выделить несколько направлений исследований. Развитие малого бизнеса в историческом контексте рассматривается в работах А. Виленского, А. Галагана, С. Кузьмина, Г. Лапиной, Л. Бабаевой, А. Орлова, Ю. Ровенского и других. Ряд авторов - С. Вайнштейн, В. Грибов, М. Горенбургов, А. Крутик, А. Муравьев рассматривает наиболее общие подходы к управлению предприятием с адаптацией их применительно к малому бизнесу, В. Афанасьев, А. Блинов, И. Евсеева, М. Лапуста, Р. Макинтайр, Ю. Старостин и другие делают акцент на исследовании вопросов государственного регулирования деятельности малого бизнеса, создании благоприятной институциональной среды для становления малых предприятий, роли малого бизнеса в экономике страны.
Вместе с тем практически отсутствуют работы, в которых целостно была бы представлена система управления малым предприятием в условиях постоянных изменений внешней среды и интенсификации конкуренции, остаются открытыми вопросы формирования стратегии развития и соответствующей ей организации менеджмента малого предприятия.
Целью курсовой работы является исследование современных проблем менеджмента на предприятиях малого бизнеса и разработка направлений по их решению.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовую основу предприятий малого бизнеса;
- выявить современные проблемы управления малого бизнеса, связанных с тем, что небольшой размер предприятий малого бизнеса не позволяет поддерживать управление на надлежащем уровне;
- провести анализ управления ИП Таможникова А.В.;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию менеджмента ИП Таможникова А.В.
Предметом настоящего исследования являются теоретические и методические аспекты управления малым предприятием.
В качестве объекта исследования является процесс управления предприятием малого бизнеса.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономики, предпринимательства, менеджмента и маркетинга, а также нормативные документы Российской Федерации, регулирующие экономическую деятельность малых предприятий.
В ходе исследования использовались принципы системного анализа, методы углубленной бизнес-диагностики и экономического анализа деятельности малых предприятий, средства структурного анализа.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в формировании методического подхода, обосновании этапов и процедур совершенствования управления малыми предприятиями. Основные методические положения, изложенные в работе, могут быть использованы в качестве практических рекомендаций по реорганизации управления диверсифицированными, инновационными малыми предприятиями с целью укрепления их позиции на конкурентном рынке, а также в процессе антикризисного управления.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
Категория малый бизнес требует уточнения. Обычно малым считают бизнес, осуществляемый в небольших ограниченных масштабах. В связи с неоднозначностью данной категории в литературе и практике существуют определенные разработки в этом направлении. Наиболее точно эта категория исследована Т.В. Светник[1], которые выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению малых и средних предприятий (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика подходов к отнесению предприятий к категории «малых»
Подход |
Критерии |
Достоинства |
Недостатки |
Количественный |
Число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов |
Удобство использования, доступность получения |
Абсолютность, отсутствие теоретической базы для выбора показателей, трудность сравнительного анализа показателей |
Качественный |
Количество производимых продуктов, используемых технологий, ресурсов и мощностей, уровень менеджмента, характер отношений менеджмента |
Теоретическое обоснование и учет широкого спектра присущих разным предприятиям качественных критериев, и исходя из них сравнение предприятий |
Сложность практического применения, трудность доступа к внутрифирменной информации для определения критериев, достаточно широкий спектр самих критериев |
Комбинированный |
Использование количественных и качественных критериев |
Возможность классифицировать предприятия как по количественным так и по качественным показателям |
Слишком широкий спектр критериев, сложность анализа и сравнения |
В России понятие малого предпринимательства было законодательно закреплено с 1988г. В качестве критериев отнесения предприятий к малому бизнесу с тех пор используется количественные показатели: численность работающих на предприятии и объем выручки за определенный период. Однако конкретные значения этих критериев неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве, – такие изменения проводились в 1990, 1991, 1993 и 1995гг.
Последние изменения были приняты 3 июля 2016 года и зафиксированный в Федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[2].
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого бизнеса, не превышает 25%. Средняя численность работником за отчетный период на таких предприятиях не должна превышать предельных уровней: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микро предприятия до 15 человек включительно. Градация предприятий по численности, принятая в данном законе, соответствует европейским нормам и позволяет дифференцировать меры государственной поддержки для малых и средних предприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства[3].
Малые предприятия на Западе считаются своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Они более чутко и быстро, чем крупные фирмы реагируют на изменения хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики, а многие из них оказались более приспособленными к условиям развития в кризисные периоды.
Малый и средний бизнес предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса, он помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм. Кроме того, именно малый бизнес позволяет наиболее эффективно и полно использовать внутренний кадровый и ресурсный потенциал конкретных категорий, создавая, таким образом, не только необходимые населению продукты и услуги, но и развивая внутреннюю конкурентную бизнес среду[4].
Исследования Института предпринимательства и инвестиций России показали, что в инновационной сфере именно малый бизнес имеет наибольшие преимущества: 90% новых технологий внедряют именно малые предприятия и независимые изобретатели[5].
Малый и средний бизнес – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех граждан страны, он может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства. Сектор малого и среднего бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым, смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг.
Таким образом, можно согласиться с О.Н. Изюмовой и Т.А. Крыловой[6] в том, что малый бизнес выполняет ряд важнейших функций как экономических, так и социальных, что делает его важной частью сбалансированной и социально-ориентированной рыночной экономики (таблица 2).
Таблица 2
Основные функции малого бизнеса
Экономические |
Социальные |
создание глубокой специализации и кооперации |
обеспечение занятости и создание новых рабочих мест |
возможность быстро реагировать на запросы потребительской среды |
использование инициативы и творческого потенциала населения |
создание конкурентной среды |
обеспечение экономического и социального развития отстающих территорий |
экономические |
социальные |
стимулирование НТП |
обеспечение доходов муниципальных бюджетов |
рост экономического индикатора |
формирование социального слоя собственников – среднего класса |
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств. |
Кроме функций, которые выполняет малое предпринимательство, оно еще имеет и ряд объективных преимуществ перед более крупными экономическими субъектами, что позволяет ему оставаться одним из важнейших экономических институтов (таблица 3).