Файл: Основные приоритеты европейской геополитики в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вступление бывших социалистических стран в НАТО и ЕС консолидирует Европу на базе либеральных ценностей. В интересах России - стремиться к тому, чтобы эти страны стали связующим звеном между ней и Западной Европой.
Интегрирование России с ЕС в целостную систему ускоряют и интенсифицируют процессы глобализации. Оно будет достаточно длительным ввиду возможности расхождения краткосрочных интересов, но альтернативой такому курсу может быть маргинализация России со всеми вытекающими для обеих сторон негативными последствиями.
Для обеспечения позитивной динамики своим взаимоотношениям с Европой России необходимо избегать драматизации проблем, которые могут возникать не столько из несовпадения интересов, сколько из различий в ментальности, мировосприятии и поведенческих стереотипах, научиться оценивать эти проблемы с позиций здравого смысла. Предстоит осознать то обстоятельство, что на отношениях с «единой Европой» отрицательно сказывается традиционное стремление России вести дела, прежде всего с великими державами континента, вызывающее настороженность и «ревность» малых европейских государств. Поэтому выигрышной моделью развития отношений России с европейскими странами является региональное сотрудничество. Например, негативные тенденции, связанные с глобальным кризисом 2008-2010 гг. и отразившиеся на деловых контактах стран Центральной и Восточной Европы с Россией, не затронули политических отношений. Так, по выражению Н.И. Бухарина, «страны региона стали более бережно относиться к своим контактам с Россией как на высоком политическом, так и на региональном уровне».
Формирование единого с Россией экономического пространства открыло бы перед Европой перспективу укрепления своих позиций в качестве одного из крупнейших центров могущества наряду с Северной Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), обеспечения конкурентоспособности в соперничестве с ними. Участие Евросоюза в крупномасштабном обновлении социально-экономической структуры России позволило бы загрузить простаивающие мощности и предотвратить стихийное перемещение промышленного капитала в Китай, Индию и Юго-Восточную Азию. Перестройка Европой части своего производства применительно к спросу в России приблизила бы занятость и темпы экономического роста к американскому уровню.
Важнейшим препятствием для выстраивания позитивной модели экономического взаимодействия является секьюритизация (рассмотрение в контексте безопасности) энергетической и инвестиционной сфер, характерная в первую очередь для ЕС и усугубившаяся за последние несколько лет. Она заключается в необоснованной политизации вопроса «энергозависимости» от России и в том, что в стремлении российского капитала выйти на европейский рынок усматриваются не столько коммерческие, сколько политические и геополитические цели. Это влечет за собой попытки законодательно ограничить приток российского капитала, а также проводить политику максимального контроля над поставками энергоносителей. Подобные действия вызывают ответные шаги со стороны Москвы, подстегивают недоверие.
Для России, располагающей гигантскими природными ресурсами и имеющей самые протяженные границы с наиболее нестабильными режимами, интенсивное развитие партнерских отношений с ЕС явилось бы путем к устойчивому развитию, важным фактором сохранения территориальной целостности и независимости. Общественное устройство европейских государств может служить для России ориентиром в преодолении социально-экономического неравенства между группами населения и регионами, в создании социально ориентированного государства.
Важнейшим фактором обеспечения стабильности в Европе, отвечающей интересам России и ЕС, явилось бы создание общего политического пространства. Для России оно служило бы благоприятной внешней средой, способствующей осуществлению экономической модернизации, укоренению и развитию демократии. Для ЕС стабильность на востоке континента - необходимое условие развития интеграционных процессов, адаптации новых государств-членов организации. Формирование общего политического пространства фактически означало бы достижение союзнических отношений между партнерами, нового уровня европейской и международной безопасности.
Особое место в российской внешней политике должны занять отношения с НАТО, поскольку альянс является мощным геополитическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности непосредственно у российских границ. При различиях в тактических и геополитических приоритетах у России и НАТО имеется значительное поле совпадения интересов в реагировании на общие угрозы и вызовы безопасности - терроризм, региональные кризисы, обеспечение режима нераспространения ОМУ, природные и техногенные катастрофы.В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится, что «определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права». Поэтому перспективы отношений между Россией и НАТО во многом будут
зависеть от учета интересов ее безопасности, соблюдения принципов международного права, налаживания взаимодействия по ключевым вопросам международной политики, трансформации альянса в политическую организацию, которая способствовала бы укреплению стабильности на Европейском континенте и в мире.
Важным направлением реализации национально-государственных интересов России является налаживание принципиально новых отношений с восточноевропейскими странами - на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Значение этих отношений определяется такими факторами, как территориальная близость и традиционные исторические связи, сходство целей и отчасти методов реформирования общества, возможность использования накопленного опыта преобразований.
Сотрудничество на двусторонней основе между Россией и странами Евросоюза превалирует над отношениями по линии Россия — ЕС в целом: основная часть наработанного позитивного багажа относится именно к двусторонним межгосударственным связям; в отношениях Россия - ЕС и Россия - Еврокомиссия преобладает негативный опыт (болезненный вопрос вступления РФ в ВТО, проблемы транзита энергоресурсов и др.); политический и стратегический диалог развивается преимущественно на двустороннем уровне (Россия — Германия, Россия — Франция, Россия — Италия, Россия — Испания и т.д.); торговое и инвестиционное взаимодействие также носит двусторонний характер; главные внешнеэкономические проекты России также реализуются на двустороннем уровне. Что касается перспективных направлений экономических отношений Россия - ЕС (прежде всего, производственная кооперация в высокотехнологическом и инновационном секторах), то и здесь главная роль отводится проектам, реализуемым на двустороннем уровне в рамках межправительственных комиссий.
Следовательно, геополитическое и цивилизационное позиционирование России в отношениях с основными «центрами силы» должно быть гибким, осуществляться с учетом сложности и противоречивости протекающих в мире процессов. Предстоит обеспечить свободу политического маневра, которая позволяла бы проводить сбалансированнный внешнеполитический курс, решать задачи модернизации и социально-экономического реформирования страны.
Поиск оптимального баланса между отношениями Россия — Евросоюз в целом и двусторонними отношениями Москвы с ключевыми государствами — членами Евросоюза является трудной задачей, выполнение которой во многом зависит от внутренней эволюции ЕС. Разнородность Европейского союза является для России как позитивным, так и негативным фактором. Как отмечает Ю.Хабермас, в Европе, состоящей из центра и периферии, «могли бы существовать и другие страны, которые предпочли бы до поры до времени оставаться «на краю», сохраняя возможность в любое время присоединиться к центру».
Разнородность одновременно усиливает российские позиции благодаря близости отношений между РФ и отдельными странами — членами Евросоюза, но затрудняет возможности выстраивания стратегического партнерства с Европейским союзом в целом. Преодолению сопротивления в налаживании тесного взаимодействия по линии Россия - ЕС будут препятствовать: сохраняющаяся антироссийская внешне- и внутриполитическая идентичность части стран ЦВЕ и Балтии; негативные тенденции в сфере европейской безопасности; конкурентные отношения Россия - Соединенные Штаты; «незавершенная холодная война» — структура европейской безопасности, воспроизводящая соперничество и недоверие.
Стратегия обретения Россией новой глобальной роли в качестве самостоятельного центра силы может быть эффективной лишь благодаря созданию инновационной экономики, последовательному укреплению демократических устоев и институтов, формированию правового государства. Сейчас, как никогда в прошлом, взаимосвязаны движение России к демократии и перспективы ее модернизации, прорыва в постиндустриальную, информационную эру. На этой основе она может утвердить себя в качестве одной из великих держав и способствовать установлению демократического миропорядка.
Заключение
Ознакомившись в процессе написания работы «Роль геополитики в современных международных отношениях», учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, можно сделать следующие выводы:
1. При всем многообразии определений геополитики следует иметь в виду, что геополитика - это:
-
одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положений государства или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы; -
научное направление, изучающее объективные связи развития государства с географическими, природно-климатическими факторами, влияние пространственных факторов на политические решения и политические отношения, а также воздействие политических ситуаций на организацию пространства и контроля над ним; -
практика межгосударственных отношений, основанная на взаимоувязывании географического фактора, национальных интересов, политических и экономических приоритетов.
2. Появление и развитие геополитики связано с все большим освоением земной поверхности, «уплотнением» земного пространства, что делает более сложными взаимоотношения между «политикой» и «пространством». Происходящая глобализация международных отношений вызвала к жизни стремление создать геополитическую картину мира в целом, разработать стратегию международных отношений, что и способствовало развитию геополитических концепций.
3. Влияние геополитики в международных отношениях будет только возрастать. Основные функции, которые выполняет геополитика, и определяют ее роль в современных международных отношениях:
-
дает возможность получить необходимую информацию, позволяющую раскрыть сущность геополитического процесса; -
способствует формированию осознанного отношения индивида, общества, политической элиты к жизненно важным интересам государства и граждан и понимания необходимости их защиты; -
позволяет собирать, анализировать, систематизировать, обобщать информацию геополитического и геостратегического характера, которая необходима для выработки конкретных политических решений и рекомендаций; -
выявляет, оценивает и прогнозирует развитие геополитических сил, интересов, аспектов и способов обеспечения национальной, региональной и международной безопасности; -
создает механизмы реализации и защиты национальных интересов и безопасности.
4. Таким образом, геополитика в современных условиях является важнейшим направлением мировой политики и международных отношений, что и должна учитывать Россия при выработке своей стратегии в области внешней политики.
Список литературы
-
Василенко, И.А. Геополитика современного мира: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 420 c. -
Губченко, А.В. Геополитическая оценка современной России в глобализирующемся мире /А.В. Губченко //Власть. — 2011. — № 3. — С. 115-118. -
Данилевский Н. Россия и Европа. // «Классика геополитики, XIX век». — М.: АСТ, 2013. -
Дубнов А. Последний мираж несменяемости. С. 128// Россия в глобальной политике. Т.9, №2, 2011 -
Дугин, А.Г. Геополитика России: Учебное пособие для вузов / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2014. - 523 c. -
Желтов, В.В. Геополитика: история и теория: Учебное пособие / В.В. Желтов, М.В. Желтов. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 445 c.