Файл: Учебнометодическое пособие для 9х классов Основной строительный материал клеток ( белки ). Запасные вещества, откладывающиеся в подкожной клетчатке (.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Терминологические диктанты
Учебно-методическое пособие для 9-х классов
5. Основной строительный материал клеток – ... (белки).
6. Запасные вещества, откладывающиеся в подкожной клетчатке – ... (жиры), в печени в виде гликогена – ... (углеводы).
7. Влияющие на обмен веществ соединения различной природы, при отсутствии или недостатке которых возникают различные заболевания – ... (витамины).
8. При отсутствии в пище витаминов возникает … (авитаминоз).
9. Причиной цинги является недостаток витамина … (С).
10. Нарушение зрения – «куриная слепота» – возникает при недостатке витамина … (А).
11. Недостаток витамина D вызывает у детей заболевание – ... (рахит).
12. Примерная суточная потребность в … (углеводах) составляет 400–600 г.
Выделение
1. Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ называют … (выделением).
2. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ: ... (почки, кожа, легкие).
3. На продольном разрезе почки выделяют два слоя – наружный, или … (корковый), и внутренний, или … (мозговой).
4. У вогнутого края почки расположена небольшая полость, называемая … (почечной лоханкой).
5. Мочеточник соединяет почку с … (мочевым пузырем).
6. В состав структурной и функциональной единицы почки входят: ... (почечная капсула, капиллярный клубочек, почечный каналец).
7. Жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, называется … (первичной мочой), а в полости почечного канальца – ... (вторичной мочой).
8. Центр рефлекса мочеиспускания расположен в … (спинном мозге), он находится под контролем … (коры больших полушарий).
9. Наружный покров тела – ... (кожа).
10. Поддержание постоянной температуры тела – ... (терморегуляция).
Система опоры и движения
1. Функции скелета – ... (опорная и защитная).
2. Скелет головы – ... (череп).
3. Скелет головы состоит из двух частей – ... (мозговой и лицевой).
4. Отделы скелета туловища – ... (позвоночник и грудная клетка
).
5. Позвонки состоят из … (тела, дуги и отростков).
6. Дуги позвонков образуют … (позвоночный канал).
7. Соседние позвонки отделены друг от друга … (хрящевыми дисками).
8. Грудную клетку образуют … (грудина и 12 пар ребер).
9. Плечевой пояс образуют … (лопатка и ключица).
10. Три отдела скелета верхней конечности: ... (плечо, предплечье и кисть).
11. Три отдела кисти – ... (запястье, пясть и пальцы).
12. Три отдела нижней конечности – ... (бедро, голень, стопа).
13. Голень состоит из … (большой и малой берцовых костей)
14. Стопа имеет три отдела – ... (предплюсна, плюсна и пальцы).
15. Плотная, сросшаяся с костью оболочка, – ... (надкостница).
16. Полости трубчатых костей заполнены … (костным мозгом).
17. Виды соединений костей – ... (неподвижное, полуподвижное и подвижное).
18. Подвижное соединение костей – ... (сустав).
19. Нарушение целостности кости – ... (перелом).
20. Кости бывают … (трубчатые и плоские губчатые).
21. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).
22. Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется… (поперечнополосатой).
23. Мышцы прикрепляются к костям с помощью… (сухожилий).
24. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются… (мимическими).
Развитие организма человека
1. Способ размножения человека – ... (половой).
2. Клетка, в которой содержится запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша, называется … (яйцеклеткой).
3. Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется … (оплодотворением).
4. Мужские и женские половые железы – ... (семенники и яичники).
5. Мышечный орган, который служит для вынашивания и питания плода, называется … (маткой).
6. Период внутриутробного вынашивания плода – ... (беременность).
7. Процесс изгнания плода из матки – ... (роды).
8. Первый месяц жизни ребенка называют периодом … (новорожденности).
9. Период от 3 до 7 лет называют … (дошкольным).
10. Период роста и развития, начинающийся с 11 лет, называют … (подростковым).
11. Ускорение роста и развития – ... (акселерация).
12. Замедление роста и развития организма – ... (ретардация).
Органы чувств и восприятие
1. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … (
анализатором).
2. Зоны, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … (ассоциативными).
3. Глаза от ветра и пыли защищают … (веки и ресницы).
4. Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через … (слезный проток).
5. Глаза находятся в полости костного углубления –... (глазнице).
6. Три оболочки глазного яблока – ... (белочная, сосудистая и сетчатая).
7. Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).
8. Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).
9. Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).
10. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).
11. Прозрачная желеобразная масса, заполняющая пространство позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).
12. Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется … (слепым пятном).
13. Следствием увеличения кривизны хрусталика является … (близорукость).
14. Орган слуха состоит из … (наружного уха, среднего уха и внутреннего уха).
15. Полость среднего уха соединена с носоглоткой узким проходом – ... (слуховой, или Евстахиевой, трубой).
16. В среднем ухе расположены три косточки – ... (молоточек, наковальня и стремечко).
17. На мембране канала улитки находятся воспринимающие клетки – ... (слуховые рецепторы).
18. Положение нашего тела в пространстве контролируется органом равновесия, который называют … (вестибулярным аппаратом).
19. Рецепторы, воспринимающие прикосновение, давление, тепло, холод, боль находятся в … (коже).
20. В верхней части носовой полости расположен орган … (обоняния).
21. Рецепторы, воспринимающие сладкое, расположены на … (кончике языка).
22. Главным органом осязания у человека является … (рука).
Поведение и психика
1. Наиболее простые рефлексы относятся к врожденным, которые называют также … (безусловными).
2. Сложные формы проявления безусловных рефлексов у животных называются … (инстинктами).
3. Приобретенные в течение жизни реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды, называют … (условными рефлексами).
4. При образовании условных рефлексов между центрами анализаторов и центрами безусловных рефлексов возникает … (
временная связь).
5. Основа нашего поведения – это … (умения и навыки).
6. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется … (памятью).
7. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних и внутренних трудностей, называется … (волей).
8. Условные рефлексы, которые перестают быть жизненно важными, постепенно … (угасают).
9. Типы темперамента ... (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
10. Предупреждение заболевания называется … (профилактикой).
Терминологические диктанты
Учебно-методическое пособие для 9-х классов
Определяйте значения слов – и вы избавите
человечество от половины его заблуждений.
Рене Декарт
В процессе изучения биологии велико значение терминологической работы. Термин позволяет четко и ясно передавать суть излагаемого материала.
Учащиеся не всегда могут раскрыть содержание понятия, определяемого тем или иным термином. Более того, сами термины они нередко пишут с ошибками. Иногда в этом виноваты школьные учебники, в которых понятия и их определения даются не всегда четко. Сказывается и отсутствие систематической работы с терминами на уроке.
В разделе «Биология: Человек» встречаются новые для учащихся слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Для работы с терминами учащийся должен вести толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, пополняемый в ходе работы с учебной и научно-популярной литературой.
Изучить свой организм, процессы, протекающие в нем, условия, предупреждающие болезни, помогают такие науки, как анатомия, физиология и гигиена. Слово «анатомия» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «рассечение». «Физиология» в основе содержит греческое «физис» – «природа» и означает науку о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в системах органов, органах, тканях. Термин «гигиена» имеет также греческое происхождение, «гигиенос» – «здоровый, целебный, приносящий здоровье». В греческой мифологии Гигия – богиня здоровья, дочь Асклепия – бога врачевания.
Подобное уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся. Интересно, например, происхождение термина «иммунитет». В Древнем Риме граждане должны были платить своему городу денежные взносы,
участвовать в постройке храмов, а также в несении гражданской или воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а его самого называли иммунисом – свободным от какой-либо повинности. В настоящее время под иммунитетом (лат. «иммунитас» – освобождение от чего-либо) понимают способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.
В процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены человека школьники должны уметь излагать учебный материал с использованием специальной терминологии. Но иногда учащийся не понимает смысла специальных терминов. Учитель должен правильно записать их на доске с соответствующим переводом значения слова и пояснением его происхождения.
Вашему вниманию предлагаются терминологические диктанты по всем темам школьного предмета «Биология: Человек». Каждое задание – это вопросы-предложения, в которых пропущены определенные термины. Необходимо вписать эти термины соответственно их смысловому значению. Если количество правильно написанных терминов составляет 70%, ставится «удовлетворительно», если 80–90% – «хорошо» и если 100% – «отлично».
Введение
1. Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток, – ... (анатомия).
2. Наука, изучающая функции организма, его отдельных органов и систем, – ... (физиология).
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья – ... (гигиена).
Строение и химический состав животной клетки
1. Основным прибором для изучения строения клетки является … (микроскоп).
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука … (цитология).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – ... (цитоплазма).
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, – ... (ядро).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной).
6. Пространство между клетками заполнено жидким … (межклеточным веществом).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – ... (органоиды).
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, – ... (митохондрии).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая сеть).
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы