Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс (Роль руководителя процессе разработки решения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Понятие, содержание, виды, этапы и признаки управленческих решений
1.2. и организационные процесса принятия
2.1 аспекты разработки решения
3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА И В СОСТОЯНИИ НЕУВЕРЕННОСТИ
3.1. Роль руководителя процессе разработки решения
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция социально-ориентированного управления в систему управления организацией предполагает разработку и адаптацию к новым условиям соответствующих методов, моделей и инструментов принятия управленческих решений. В связи с этим актуальным и своевременным является исследование проблем совершенствования процесса принятия управленческих решений с целью повышения их качества и эффективности.
В ситуации, сложившейся в современном обществе, а также ввиду формирования социально-ориентированной парадигмы управления, внимание к социальному качеству управленческих решений должно быть приоритетным на всех уровнях системы управления организацией.
Высокое качество управленческих решений, принимаемых в ситуации становления новой парадигмы, достигается главным образом за счёт выполнения обязательных социально-управленческих рекомендаций при выборе решения: упреждающая разработка решения, соответствие организационным целям, комплексность содержания, обоснованность намечаемых мер, социальная ориентация, адресность, законность, логичность, ясность изложения, минимизация затрат, обеспеченность ресурсами, гибкость требований к исполнителям, своевременность реализации высокой степени эффективности достижения результата и низкой вероятности негативных последствий.
При разработке управленческих решений в реальных практических ситуациях менеджеры всех рангов сталкиваются с рядом методологических и технологических проблем. Объясняется это динамичностью происходящих процессов и слабой изученностью новых задач, многоаспектностью последствий принимаемых решений и неполнотой данных о возможных последствиях.
Объект исследования – ситуация принятия решений, или так называе мая проблемная ситуация.
Предметом исследования выступают общие подходы разработки решений в проблемных ситуациях, а также закономерности, присущие процессу моделирования основных элементов проблемной ситуации.
Целью исследования является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, содержание, виды, этапы и признаки управленческих решений;
2. Определить характер и организационные факторы процесса принятия решений;
3. Изучить методологические аспекты разработки управленческого решения;
4. Выявить факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
5. Проанализировать роль руководителя в процессе разработки управленческого решения;
6 Рассмотреть методы принятия решений на современном этапе.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, материалы международных научно-практических конференций.
При написании курсовой работы использовались такие источники: как работа А.Р. Урубков, И. В. Федотов «Методы и модели оптимизации управленческих решений», в которой изложены принципы оптимизации управленческих решений на основе методов и моделей линейного программирования. На примерах реальных бизнес-ситуаций показано, как, используя типовые модели, можно находить оптимальные управленческие решения. Приведены сведения об основах теории оптимизации - методах и моделях, используемых при принятии решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
Также в работе А.А. Рубинского «Методы и модели принятия управленческих решений», автор доступно и понятно дает представление о формальных моделях и методах принятия управленческих решений в разнообразных реальных ситуациях. Основное внимание автор уделяет «структурным» свойствам систем, позволяющих если не оптимизировать, то улучшить их работу без детальной (практически недоступной) информации; на способах организации взаимодействия в конфликтных ситуациях без точной постановки и решения соответствующих игровых задач; на возможностях сокращения числа вариантов в многокритериальных задачах на основе простых и ясных вопросов к ЛПР.Особенно значимым является никогда не включаемый ни в книги, ни в статьи материал, подробно описывающий реальные причины, почему те или иные прикладные проекты, правильно выполненные с «технической» точки зрения, не были оплачены заказчиками.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, анализ, абстрактно-логический, исторический метод.
Структура работы состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Понятие, содержание, виды, этапы и признаки управленческих решений
Управленческое решение – это нахождение определенного результата действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат. Управленческое решение является основным и наиболее эффективным средством воздействия субъекта управления на управляемый объект [6, с.14].
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта [9, с.37].
Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений [11, с.10].
Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям, такие как:
- Эффективность;
- Оптимальность;
- Реализуемость.
- Признаки управленческих решений:
- Существование цели;
- Наличие альтернатив;
- Волевой акт [4, с.6].
Классификация управленческих решений может быть сформирована на основании критериев, которые для каждой организации различны. Однако существует некоторая общая классификация, которая может служить основой для формирования собственной классификации решений в организации. Приведенные ниже критерии могут быть значимыми для конкретного решения или наоборот:
- Субъективно-объектный признак;
- Степень охвата объекта управления;
- Содержание задачи;
- Форма решения;
- Степень определенности ситуации;
- Длительность действия;
- Основание действия;
- Функции в процессе управления и т. д. [21, с.17].
Процесс принятия решений - это цикл действий субъекта управления, направленных на разрешение назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Большинство имеющихся работ по управленческим решениям утверждает, что момент выбора находится в пределах комбинированного процесса принятия решений. Согласно этой точке зрения, управленческое решение проистекает из ряда функций, которые взаимосвязаны и все вместе образуют сам процесс принятия решений [8, с.52].
Элементы процесса принятия решения являются функциями принятия решений.
Постановка задач по управлению. Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена задача, которая послужила началом данного цикла [9, с.13].
Поиск вариантов. Такой поиск заключается в получения необходимой информации из внутренней и внешней среды, которая затем используется для выработки набора вариантных решений, которые должны привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели.
Сравнительный анализ и оценка имеющихся вариантов. Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов с использованием соответствующих методов и критериев [22, с.69].
Выбор. Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящий образ действий из ряда вариантов, то есть он принимает решение.
Реализация принятого решения на практике. Решение переводится из плоскости абстрактного планирования в плоскость профессиональной реальности.
Последующий анализ и контроль. Последующий анализ должен подтверждать, что принятое решение действительно приведет к исходу, решающему те задачи по управлению, которые и привели к началу данного процесса.
Степень взаимосвязанности в процессе. Функции принятия решений очень тесно взаимосвязаны с процессом принятия управленческих решений. Эту взаимосвязь очень легко себе представить, поразмыслив над негативными последствиями, которые могут быть связаны с тем, что какой-либо функции не было уделено надлежащего внимания, или с тем, что был произвольно изменен порядок функций. В случае если выбранный вариант, после принятия на его основе соответствующего решения, не приводит к достижению желаемого результата, то здесь менеджер, ответственный за принятие решения по данному вопросу, может обратиться к любому из «подпроцессов» корректирующее действие, возобновление поиска альтернативных вариантов или переосмысление первоначальной задачи или цели [23, с.74].
Динамика процесса предопределяется тем влиянием, которое функции принятия решения оказывают друг на друга по отдельности и в комбинации. Динамика данного процесса находит свое выражение, в частности, во взаимосвязи между функциями принятия решений. Существование такой взаимосвязи означает, что данные функции имеют большую значимость, когда они рассматриваются во взаимосвязи, в качестве компонентов процесса принятия решений, чем тогда, когда они рассматриваются по отдельности. Этот эффект взаимосвязи (или «синергии») означает, что управленческие решения, сделанные в рамках данного процесса, имеют больший потенциал для достижения успеха [29, с.85].
Ниже рассмотрим подробную характеристику этапов процесса принятия решения, позволяющая в полной мере понять, что представляет собой каждая стадия.
Этап 1. Идентификация проблемы.
Процесс принятия решений начинается с возникновения и выявления определенной проблемы или, что является более точным, некоего расхождения между существующим и желаемым состоянием дел.
Идентификация проблемы — процесс субъективный. Более того, менеджер, сумевший решить изначально неправильно идентифицированную проблему, работает так же неэффективно, как и его коллега, который не сумел правильно определить проблему и не предпринял никаких действий. Таким образом, идентификация проблемы — важный и сложный этап процесса принятия решений. Прежде чем какая-либо ситуация обернется проблемой, менеджер должен знать о несоответствии между желаемым и действительным положением дел, оказаться в условиях, требующих определенных действий, и иметь необходимые для этого ресурсы [8, с.55].
Для того, чтобы определить наличие несоответствия между желаемым и действительным, менеджерам необходимо сравнить текущее состояние дел с определенным стандартом или нормой. В качестве такого стандарта можно использовать показатели эффективности работы за прошлые периоды, намеченные раньше цели либо показатели эффективности других подразделений компании или других организаций [14, с.63].
При этом если менеджер знает о каком-либо расхождении, но условия не вынуждают его к определенным действиям, решение проблемы часто откладывается на неопределенное будущее. Следовательно, чтобы инициировать процесс принятия решения, проблема должна «давить» на менеджера, принуждая его к действиям. Такое воздействие может быть следствием общей политики компании, поджимающих сроков, финансовых кризисов, жалоб потребителей и подчиненных, требований и ожиданий начальства либо грядущая оценка эффективности работы менеджера [6, с.14].
В общем и целом, как правило, менеджер не станет характеризовать ситуацию как проблемную, если он чувствует, что обладает достаточными полномочиями, бюджетом, информацией и прочими необходимыми ресурсами для решения проблемы. Если управленец понимает, что определенная проблема существует, и ощущает принуждение к действиям, но при этом предвидит, что имеющихся в его распоряжении ресурсов для ее решения недостаточно, то ситуация обычно рассматривается им как условия, в которых ему предъявляются нереалистичные требования.
Этап 2. Определение критериев, влияющих на решение.