Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика предпринимательской деятельности
1.1 Теоретические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности
1.2 Юридическое прогнозирование предпринимательской деятельности
Глава 2. Регулирование предпринимательской деятельности
2.1 Соотношение правового регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности
2.2. Правовое воздействие государства на инновационную деятельность
Предпринимательство - это инициативная, связанная с риском и направленная на завоевание и удержание конкурентных преимуществ деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.[2]. Приведенное определение дает ясное понимание цели предпринимательской деятельности, но данная ясность достаточно обманчива. Дело в том, что предприниматель находится в двойственном положении. С одной стороны, он в качестве собственника ресурсов будет стремиться к максимизации прибыли от нее, а с другой, как управляющий - к устойчивому развитию своего предприятия. Последнее находится воздействием внешних факторов, влиять на которые он не в состоянии. Ввиду этого конкретная рыночная ситуация определяет приоритетность цели, достижение которой актуально на данный момент времени.
Предпринимательская деятельность имеет содержание и форму. Если содержание предпринимательской деятельности описывает виды работ, какие следует выполнять для достижения предпринимательской прибыли, то форма предпринимательской деятельности служит для организации эффективного взаимодействия с конкурентным окружением. Ведь выбирать надо не только наилучшую рыночную альтернативу, но и наилучшее организационное оформление для долгосрочной эксплуатации выбранной рыночной альтернативы.
Существует несколько форм предпринимательской деятельности: частная, государственная и коллективная. Частное предпринимательство отличается большим разнообразием и использованием как личного труда предпринимателя, так и наёмного труда. Если используется личный труд, то такое предприятие можно назвать семейным; при использовании наёмного труда это уже будет капиталистическое предприятие, нацеленное на получение прибыли.
Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях экономики, где наиболее высокие неопределённость и риск неплатёжеспособности в силу разных причин. Например, научные исследования, оборонная промышленность, атомная энергетика. Каждая из названных отраслей является капиталоемкой, при этом коммерческий результат непредсказуем. Несмотря на это, общественная значимость их очевидна и необходимость их существования не подлежит обсуждению.
Коллективное предпринимательство отличается двумя признаками: индивидуальным вкладом в процесс достижения общей цели и коллективным принятием управленческих решений. Данная форма предпринимательской деятельности даёт заметное преимущество её носителям: поскольку предпринимательскую функцию выполняют все, нет необходимости отделять вознаграждение предпринимателя, что снижает общие издержки конкретной коммерческой организации.
Так же имеется несколько классификаций категорий предприятий, различие между которыми заключается в избранном критерии. Например, отраслевая принадлежность, форма собственности, размер предприятия. С точки зрения последнего критерия, предприятия бывают крупные, средние и малые.
Вне зависимости от того, к какой категории относятся те или иные деловые предприятия, предпринимательство как особый вид хозяйственной деятельности включает в себя повышенный риск и стремление обеспечить себе лучшие условия для достижения поставленных целей. Лучшие условия - это конкурентное преимущество, завоевать которое возможно лишь используя инновационный подход к организации собственного дела.
1.2 Юридическое прогнозирование предпринимательской деятельности
Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 от 28.06.2014 (ред. от 03.07.2016) дано определение стратегического планирования как деятельности участников стратегического планирования по це-леполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности страны, направленной на решение задач ее устойчивого социально-экономического развития, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение ее национальной безопасности (ст. 3). То есть легальная дефиниция планирования включает в себя и прогнозирование как один из элементов планирования. Прогнозирование определяется как деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований.
Прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности долгие годы не рассматривались как отдельное направление государственного регулирования, считались атрибутом административно-командной экономики советского периода, которая также получила название плановой. Лишь спустя не одно десятилетие планирование как один из инструментов регулирования был возрожден в виде «дорожных карт»2, в связи с чем появилась острая необходимость выявления особенностей и перспектив прогнозирования.
Прогнозирование предпринимательской деятельности должно быть основано на динамизме ее развития, поскольку экономические реалии подвержены изменениям, на которые влияют как социально-политические условия, так и научно-технический прогресс. Такие факторы оказывают прямое влияние на дальнейшую правовую регуляцию предпринимательской деятельности.
Также динамизм права проявляется и в появлении новых правовых институтов. Так, недавно возникший институт предпринимательского договора оказал существенное влияние на развитие предпринимательских отношенийв таких сферах, как государственно-частное партнерство, коммерческая концессия и др.
Юридическое прогнозирование, будучи малоизученной проблемой, является разновидностью социального прогнозирования. А в целом прогностическая функция присуща любой науке. С гносеологических позиций юридическая наука вообще невозможна без прогностической функции, поскольку ее задача заключается не только в описании и объяснении государственно-правовых явлений, но и в прогнозировании их дальнейшего развития. Так, анализ предпринимательской деятельности невозможен без изучения социально-экономических условий, вызвавших данное явление, далее в процессе изучения особенностей правового регулирования, в первую очередь действия механизма правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, необходимо исследовать социальный и экономический эффект предпринимательства, что дает возможность выстроить прогнозы его развития в будущем.
Разработка аргументированных юридических прогнозов возможна при системе фундаментальных теоретических исследований, направленных на открытие новых закономерностей, развитие государственно-правовых явлений. В юриспруденции вопросы прогнозирования рассматриваются в первую очередь в уголовно-правовой науке как область научного предвидения. Как отмечает И. В. Бестужев-Лада, прпрогнозирование должно нести значение специального научного исследования, предмет которого - перспективы развития явления [7, с. 97]. Прогнозирование не попытка предугадывания деталей будущего. Прогнозист исходит из диалектической детерминации явлений будущего, из того, что необходимость пробивает себе дорогу через случайности, что к явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом целого спектра возможных исходов. Только в этом случае оно может быть результативно применено для выбора самого вероятного или желательного, оптимального варианта при обосновании цели, плана, программы, проекта, вообще решения [7, с. 98].
Прогнозирование относится к одному из способов моделирования. Возможность получения информации об основных направлениях развития правовых явлений достигается благодаря познанию закономерностей и тенденций, присущих данным явлениям. Кроме того, как отмечает Р. А. Сафаров, прогнозирование призвано дать характеристику социальных факторов, диктующих развитие данных государственно-правовых явлений и комплекса социальных последствий, которые они могут вызвать [4, с. 93].
Прогнозирование предпринимательской деятельности может быть частью как юридического, так и экономического прогнозирования [8, р. 9]. Его нельзя отнести к числу исключительно локального прогнозирования, которое касается отдельных элементов правовой реальности [9, с. 10], поскольку предполагает комплексное исследование с позиции экономики и юриспруденции. Кроме того, необходимо учесть и социально-политические факторы, которые существенно влияют на государственное воздействие в сфере предпринимательской деятельности.
К. В. Агамиров определяет юридическое прогнозирование как теоретический процесс по решению практических задач предвидения в социально-правовой сфере [10, с. 15]. О. А. Гаврилов предлагает дефиницию юридического прогнозирования как систематическое и постоянное исследование будущего состояния государственно-правовых процессов, темпов их протекания и конкретных сроков осуществления, которое проводят организованные с этой целью научные коллективы, основываясь на принципиальных положениях общей теории права и отраслевых юридических дисциплин, а также социальной прогностики [9, с. 7].
В определении юридического прогнозирования, как и любой научной дефиниции, необходимо указать основные признаки, характеризующие данное понятие. К числу таких признаков относится также и цель прогнозирования. Так, Ю. А. Тихомиров предлагает определить правовой прогноз как механизм выбора оптимальных правовых решений, которые обеспечивают самое эффективное воздействие на процессы, происходящие в обществе [11, с. 110]. В целом правовое прогнозирование предпринимательской деятельности можно определить как научно-практическое исследование, направленное на определение будущего состояния и перспектив развития предпринимательской деятельности, состоящее из оценки правового регулирования и анализа перспектив дальнейшего социально-экономического развития, целью которого является выбор оптимального решения последующего развития предпринимательства с помощью правовых регуляторов.
Правовое поле предпринимательского риска связано и с существующей вероятностью неисполнения обязательств по предпринимательским договорам. Как гласит пп. 3 п. 2 ст. 929 ГК РФ, «предпринимательский риск - риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов»5. При этом происходит наступление гражданско-правовой ответственности предпринимателя даже независимо от его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В принципе, вероятность неполучения дохода или получение дохода в размере вопреки ожидаемого, то есть рисковый характер предпринимательской деятельности (как и предпринимательство в целом) имеет основной целью получение прибыли. При этом нельзя разделять экономическое и правовое содержание предпринимательского риска, так как это общее понятие, и указание в определении риска на получение (или неполучение) прибыли принципиально важно для понимания сути предпринимательской деятельности.
Заметим, что Конституционный Суд РФ в своих актах также оценивает категорию предпринимательского риска. Так, категория риска связывается им с возможными «деловыми просчетами»6. Особый интерес представляет правовая позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой экономический риск несут даже лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность (акционеры), но участвующие в деятельности субъекта предпринимательского права (акционерного общества). При этом Конституционный суд отмечает, что граждане и юридические лица, приобретая акции и осуществляя акт распоряжения своим имуществом, приобретают и определенные имущественные права требования к акционерному обществу - на участие в распределении прибыли, получение части имущества в случае ликвидации общества и т. д. Имущественные права требования также являются «имуществом», а следовательно, обеспечиваются конституционно-правовыми гарантиями, включая охрану законом прав акционеров, в том числе миноритарных (мелких) акционеров как слабой стороны в системе корпоративных отношений, и судебную защиту нарушенных прав. Эти гарантии направлены на достижение таких публичных целей, как привлечение частных инвестиций в экономику и обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота.
Кроме имманентно присущего предпринимательской деятельности экономического риска, при юридическом прогнозировании существуют и другие риски, влияющие на качество и эффективность проводимого прогноза, в частности, недостаточное материальное обеспечение нормативного правового акта, регулирующего названную деятельность, появление новых социально-экономических явлений, влияющих на развитие предпринимательства. В этом случае проведение правового эксперимента позволит избежать возможных рисков. Так, изначально государственно-частное партнерство в России получило закрепление в Законе Томской области № 244-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области»8 от 16.10.2006, и лишь в 2016 г. вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»9 от 13.07.2015.