Файл: Построение системы управления базами данных.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВО Тверской государственный технический университет

Кафедра “Программное обеспечение”

Курсовая работа

Дисциплина: Среды разработки программных средств.

Тема: Построение системы управления базами данных

«Гостиница» на основе MSAccess.

Выполнил: студент группы

«Б.ПИН.РИС-21.06»

Судариков Павел Алексеевич

Проверил: Мальков Александр Анатольевич


Тверь, 2022 г.

Оглавление


Введение 4

Построение схемы данных 6

Создание таблиц 7

Формы 9

Способы создания: 9

Конструктор форм 10

Мастер форм 10

Запросы 14

Типы запросов 15

Пример программы для обработки запроса «Поиск по номеру заселения» 17

Отчеты 21

Создание отчета с помощью мастера отчетов 21

Создание отчета с помощью средства "Отчет" 22

Создание отчета с помощью средства "Пустой отчет" 22

Разделы отчета 23

Кнопочные формы 28

Заключение 32



Введение



База данных представляет собой совокупность взаимосвязанных, структурированных, совместно используемых фактов о некоторых объектах предметной области. Базы данных стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они являются средством для рационального и эффективного хранения информации. Они обеспечивают надежную защиту информации от потери или порчи, экономно используют ресурсы и снабжены механизмами поиска информации, удовлетворяющими к разумным требованиям производительности.

Базы данных стали основой информационных систем и в корне изменили методы работы многих организаций. С момента своего появления технология баз данных стала увлекательной областью деятельности, а также катализатором многих значительных достижений в области.

Теория реляционных баз данных была разработана в начале 70-х годов на основе математической теории отношений. В реляционной базе данных все данные хранятся в виде таблиц , при этом все операции над базой данных сводятся к манипулированию таблицами .

Таблица представляет собой набор строк , каждая из которых разбита на ячейки и имеет уникальное имя в базе данных. База данных содержит множество таблиц, связь между которыми устанавливается с помощью совпадающих полей – ключей.

Проектирование баз данных является одним из самых важных элементов создания базы данных и состоит из трех стадий: концептуальной, логической и физической. Первая стадия предусматривает создание концептуальной модели данных, не зависящей от каких-либо характеристик.


Во второй стадии, назначение которой состоит в создании логической модели данных, концептуальная модель подвергается доработке посредством удаления элементов, которые не могут быть реализованы в реляционных системах. В третьей стадии логическая модель преобразуется в физический проект, предназначенной для реализации в конкретной целевой СУБД. При этом анализируются структуры хранения данных и методы доступа, необходимые для эффективной работы с базой данных, размещенной на внешних запоминающих устройствах.

Данные – это статистические значения, хранящиеся в таблицах, в то время как информация – это сведения, которые запрашиваются пользователем и предоставляются в наиболее удобном ему виде.

Сфера гостиничного бизнеса требует автоматизации ввиду огромного количества информации, необходимой для хранения, переработки и анализа. В основном это касается учета клиентов и их заселений, а также расчёта стоимостей номеров. Количество заседаний в гостинице - ключевой показатель работы гостиницы, поэтому автоматизация данного сегмента является важной задачей, подлежащей автоматизации.

Целью данной курсовой работы является автоматизация контроля клиентов и их заселений.

Задачи проектирования базы данных:

  1. Изучение задания и составление основной концепции и схем данных.

  2. Нормализовать данные таким образом, чтобы структура базы данных соответствовала третьей нормальной форме.

  3. Создание таблиц, запросов, форм, отчетов, и их реалицация.

  4. Реализовать 4 запроса разных видов с помощью VBA.

  5. Предоставить пользователю возможность вводить, изменять и сохранять данные с помощью форм на VBA.

  6. Реализовать два разных отчёта в MS Access, Word и Excel с помощью VBA.

  7. Разработать удобный интерфейс для работы с базой данных при помощи двухуровневой кнопочной формы.


Построение схемы данных
При проектировании РБД необходимо решить вопрос о наиболее эффективной структуре данных.

Основные цели проектирования:

1.Обеспечить быстрый доступ к данным таблицы.

2.Исключить ненужное повторение данных, которое является причиной ошибок при вводе и нерационального использования дискового пространства вашего компьютера.

3.Обеспечить целостность данных таким образом, чтобы при изменении одних объектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ним объектов.

Процесс уменьшения избыточности информации в базе данных называется нормализацией. В теории нормализации базы данных разработаны достаточно формализованные подходы к разбиению данных, обладающих сложной структурой на несколько таблиц.



Теория нормализации структуры оперирует пятью нормальными формами таблиц. Каждая следующая нормальная форма должна удовлетворять требованиям предыдущей формы и некоторым дополнительным условиям. Ограничимся рассмотрением первых трех нормальных форм, поскольку при практическом проектировании баз данных четвертая и пятая формы используются в редких случаях.

Требования к первой нормальной форме:

1. Таблица не должна иметь повторяющихся групп полей.

2. В таблице должны отсутствовать повторяющиеся записи.

Требования ко второй нормальной форме:

1. Таблица должна удовлетворять условиям первой нормальной формы.

2. Любое не ключевое поле однозначно идентифицируется полным набором ключевых полей, входящих в составной ключ.

Требования к третьей нормальной форме:

1. Таблица удовлетворяет условиям второй нормальной формы.

2. Ни одно из не ключевых полей таблицы не идентифицируется с помощью другого не ключевого поля.

Основная цель: контроль успеваемости студентов, а именно по учету и просмотру результатов зачетной недели и сессии.

Деканату вуза требуется компьютеризировать систему печати ведомостей для экзаменов и зачетов. Следует вести перечни групп, списки студентов по группам, перечни предметов по группам. Требуется также хранить и распечатывать анкетные данные о студентах.

Нормализируем следующую таблицу 1, чтобы она соответствовала принципу нормализации таблиц:

Таблица 1 — Основные данные для БД «Гостиница».

Название

Адрес

Телефон

Ф.И.О. проживающею

Адрес

Организация

Пол

Дата прибытия

На сколько

Тип номера

Телефон дежурной


После чего получились 4 таблицы, построенных на третьей нормальной форме.

Рисунок 1 — Таблицы БД «Гостиница».

Создание таблиц
Таблица представляет собой набор строк, каждая из которых разбита на ячейки и имеет уникальное имя в базе данных. База данных содержит множество таблиц, связь между которыми устанавливается с помощью совпадающих полей – ключей.


Методы создания таблиц:

1.Режим Конструктор.

Задаются поля, тип данных для каждого из них и размеры для текстовых и числовых полей, установите ключевое поле и сохраните таблицу.

2.Режим Таблицы.

Можно сразу вводить данные. Access автоматически назначит тип поля по виду информации, которую вы вводите, и установит размеры текстовых и числовых полей. После закрытия и сохранения таблицы Access предложит вам либо установить ключевое поле самостоятельно, либо принять уже заданное в Access.

3.Мастер таблиц.

Выбираются поля из предложенных образцов таблиц. Тип данных и другие свойства полей уже определены.

Тип данных предлагаемых MSAccess:

  • текстовый (для хранения данных в виде текста или комбинации текста и цифр);

  • поле MEMO (для хранения данных в виде текста или комбинации текста и цифр);

  • числовой (для ввода чисел);

  • д (ввод чисел в денежном формате);

  • дата/время(ввод даты);

  • счётчик (автоматически нумерует записи);

  • логический (может содержаться только одно из двух значений);

  • гиперссылки (для хранения гиперссылок);

  • поле объекта OLE (документы, подготовленные в Word, Excel);

  • мастер подстановок (мастер создающий поле, связанное с полем).



Рисунок 2 — Таблица «Клиенты» при создании в режиме конструктора.
После создания всех таблиц, их нужно соединить с помощью связей. В MS access если следующие виды связей:

  1. Связи "один ко многим";

  2. Связи "многие ко многим";

  3. Связи "один к одному".

Cхема данных БД «Гостиница» представлена на рисунке 3:



Рисунок 3 — Схема связей БД «Гостиница»

Формы
Форма в Access — это объект базы данных, который можно использовать для создания пользовательского интерфейса для приложения базы данных. "Связанная" форма напрямую связана с источником данных, например, таблицей или запросом, и может использоваться для ввода, редактирования или отображения данных из этого источника.

Способы создания:


1. Мастер форм – представляет расширенные возможности по настройке формы.

2. Быстрые мастера – создают формы одного из трёх стандартных видов, включая в форму все поля выбранной таблицы или запроса.


3. Конструктор – позволяет «вручную» доработать форму до желаемого результата.

4. Мастера для создания специализированных форм (диаграмма, сводная таблица).

Конструктор форм


Создание формы с помощью мастера редко даёт удовлетворительный результат. Доработка формы происходит в режиме конструктора. Основные используемые инструменты:

  • панель элементов – позволяет ввести в форму любой элемент.

  • список полей – позволяет внести в макет формы поле связанной таблицы.

  • свойства – настройка всех элементов формы.

Мастер форм


Мастер форм представляет расширенные возможности по настройке формы по сравнению с быстрыми мастерами:

  1. В форму могут быть включены данные нескольких таблиц или запросов (выбранные таблицы должны быть связаны).

  2. Можно выбрать поля из списка доступных полей и задать будет ли поле отображено в форме.

  3. Установить режим вывода информации (таблица, лента, столбец или выровненный).

  4. Выбрать стиль оформления.

Форма «Заселения» в режиме конструктора представлена на рисунке 4:



Рисунок 4 — форма Заселения в режиме конструктора БД «Гостиница».
Форма «Клиенты» в режиме конструктора представлена на рисунке 5:



Рисунок 5 — форма Клиенты «Гостиница».

Для каждой формы я установил следующие свойства:

  • Убрал полосы прокрутки, область выделения, кнопки перехода по записям, кнопки развертывания, свертывания и закрытия окна.

  • Установил параметр границы: тонкая.

  • Добавил заголовок с примечанием. В заголовке отобразил название соответствующей таблицы.

  • Так же для каждой формы добавлены кнопки: «Добавить и сохранить» для добавления новых записей; кнопка «Изменить и удалить» для редактирования и удаления записей; в примечании кнопки «Первая, последняя запись, назад, дальше» для удобства перехода по записям; и кнопка «Закрыть» для закрытия формы.

  • Каждую кнопку реализовывает соответствующие программы написанные на VBA.

  • Соединение с базой данных устанавливается на этапе загрузки формы

Private Sub Form_Load()

cn.ConnectionString = "Provider=Microsoft.ACE.OLEDB.16.0;Data Source=C:\Users\Admin\Desktop\Курсовая\Гостиница.accdb;Mode=Share Deny None;"

cn.Open

rs.CursorLocation = adUseClient

On Error GoTo ErrorHandler