1
| Тушение пожаров на ж/д транспорте
| 25
| При пожаре на ж/д транспорте возможны:
-
наличие на станциях большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
-
наличие развитой сети железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
-
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
-
наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
-
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;
-
растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
-
наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;
-
непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
-
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
-
отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
-
наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
-
разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;
-
неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;
-
выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);
-
удаленность очага пожара от открытого участка трассы;
-
ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне боевых действий подразделений;
-
трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
-
наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
При ведении боевых действий по тушению пожара на ж/д транспорте необходимо:
-
установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава;
-
приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора, наличия подъездов к нему, номера его аварийной карточки по транспортным документам;
-
принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;
-
потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземления;
-
установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;
-
выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
-
установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;
-
установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ в городскую канализацию или в водоемы;
-
определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;
-
определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления;
-
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
-
организовать разведку водоисточников для подачи воды в перекачку путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
-
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (&а исключением главных);
-
подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава ГПС СИЗОД защитной одеждой;
-
взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;
-
организовать защиту и отвод негорящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ.
Запрещается вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами проводить через зону пожара, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;
-
принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;
-
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;
-
производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками ПАВ, подачу стволов осуществлять через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах открывать дверные проемы;
-
организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
-
организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
-
назначить ответственных из должностных лиц станции за обеспечение охраны труда.
На перегоне (в пути следования):
-
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуацией вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке сопровождающие их лица.
В тоннеле необходимо:
-
осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;
-
производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;
-
выбирать решающее направление боевых действий в средней части тоннеля со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;
-
организовать по возможности вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля.
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.
|