Файл: Ситуационный подход к менеджменту (эволюция, цель и задачи, основные методы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы ситуационного подхода в менеджменте
1.1. Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
1.2. Необходимые качества/навыки руководителя
1.3.Основные ограничения в ситуационном подходе
1.4. Ситуационные модели принятия решений
Введение
Настоящее время, особенно в связи с мировым экономическим кризисом, экономическая обстановка стала довольно непредсказуемой. Ситуация очень нестабильна, факторы, влияющие на неё, постоянно изменяются и недостаточное внимание к ним со стороны организации может привести к плачевным последствиям. Чтобы успешно развиваться и расти организации необходимо учитывать сложившуюся ситуацию, чему и учит ситуационная теория. Поэтому в условиях кризиса тема ситуационного подхода как основы принятия управленческих решений очень актуальна.
Использование определенного подхода к управлению организацией зависит от результатов деятельности компании в текущих рыночных условиях. Многие организации были обречены на провал, в основном из-за неправильных решений и использования управленческих подходов. Поэтому важность этой темы заключается в том, что каждая организация должна иметь представление об управленческих подходах для эффективного функционирования в современной экономической системе.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Целью эссе является раскрытие теоретических основ ситуационного подхода, лежащего в основе методологии управления.
Для достижения этой цели определены и решены следующие задачи:
1) определить и раскрыть содержание понятия «ситуационный подход»;
2) соблюдение принципов и их использования для управления организацией, разработанные теорией и практикой современного менеджмента;
3) изучить, как используется;
4) проанализировать практический опыт использования подхода к управлению конкретной организацией.
Предметом исследования является ситуационный подход к управлению.
Предметом исследования является использование ситуационного подхода к управлению организацией.
Объект наблюдения: МФПУ Университет.
Методы исследования: изучение и анализ учебной и профессиональной литературы, изучение и обобщение управленческого опыта; анализ концептуальной и терминологической системы управления и научного метода: наблюдение, сравнение, мониторинг и т. д.
В первой главе дается определение термина «ситуационный» подход, обсуждаются их развитие, цель, задачи и основные методы.
Во второй главе на примере МФПУ Университет рассмотрен механизм использования ситуационного подхода.
Глава 1. Теоретические основы ситуационного подхода в менеджменте
1.1. Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Традиционные школы управления заложили научную основу управления. Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внес значительный вклад в теорию управления, открывая возможность непосредственного применения теоретических концепций к конкретным условиям и ситуациям. Это не набор правил, это скорее способ размышления о проблемах организации и способах их решения. Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. Он сохраняет основные концепции и подходы, которые применяются ко всем организациям. Но, признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что конкретные методы, которые используются на практике для достижения целей предприятия. Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Производственные системы, такие как системы открытого типа, имеют каналы ввода и вывода, которые позволяют взаимодействовать с внешней средой.
Ситуационный подход концентрируется на том факте, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое множество факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единственного лучшего способа управления объектом. Наиболее эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который наиболее точно соответствует ситуации и максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности. Достижение той же цели при принятии или реализации управленческого решения (планов и т. д.) с учетом непредвиденных обстоятельств.
Конкретные ситуации могут варьироваться в зависимости от следующих критериев:
а) содержание - техническое, экономическое, политическое, организационное, психологическое и др.;
б) тип управленческих решений во времени - стратегический, тактический, оперативный;
в) ресурсы и способы обеспечения реализации управленческих решений;
г) методы реализации управленческих решений.
Согласно ситуационному подходу вся организация на предприятии является ответом на факторы окружающей среды, которые различны по своей природе. Ситуация является центральной точкой этого подхода. Это означает особый набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в течение определенного периода времени. Количество факторов окружающей среды, влияющих на производственную систему, настолько велико, что из этого разнообразия выделяются только основные. Разные авторы указывают на разное количество факторов, влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не более десятка факторов внутренних и внешних переменных, которые имеют существенное значение для успешного управления предприятием.
Ситуационный подход не бросает вызов ранее разработанным принципам управления. Он, однако, утверждает, что оптимальные методы и методы, которые менеджер должен использовать для успешного достижения целей организации, могут носить не только общий характер и должны значительно различаться, они определяются именно ситуацией управление. Управление контентом и в значительной степени - арт-гиды к ним заключаются в умении правильно выбирать лучшие практики и методы лидерства из всего их набора.
Согласно ситуационному подходу процесс управления включает четыре основных макро этапа:
1) формирование управленческой компетенции, т. Е. его мастерство контроля, которые доказали свою эффективность на практике;
2) предвидение возможных последствий (как положительных, так и отрицательных) применения какого-либо понятия или метода в зависимости от ситуации; их сравнительный анализ;
3) адекватная интерпретация ситуации; выделение его основных факторов - так называемых ситуационных переменных (внешних и внутренних); оценка эффектов от воздействия одной или нескольких переменных;
4) согласование методов управления, выбранных менеджером, с конкретными условиями, основанными на требовании максимизировать позитивное и минимизировать негативное последствие .
Достоинство школы науки управления в том, что ей удалось определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияние на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность организации, но основных переменных, влияющих на деятельность организации, не более десяти.
Внутренние переменные изучались разными школами, причем каждая школа фокусировалась на разных факторах внутренней среды организации. Итак, школа научного менеджмента ориентирована на задачи и технологии управления; Школа психологии и человеческих отношений - о трудовых ресурсах (людях) организации; классическая (административная) школа - по структуре управления. Но, по мнению представителей этих школ, достижение целей организации полностью зависело от внутренних переменных, и поэтому они не обращали никакого внимания на факторы вне организации.
Внутренние переменные служат характеристикой организации, поскольку организация представляет собой систему, созданную людьми, внутренние переменные являются в основном результатом управленческих решений. В самой организации основные переменные, которые требуют внимания руководства, включают структуру, задачи, технологию и людей.
Для эффективного функционирования современных организаций им явно недостаточно учитывать влияние только внутренних переменных. В настоящее время на организации существенное влияние оказывают факторы окружающей среды, которые, в свою очередь, оказывают большое влияние на внутренние переменные организации.
Важнейшим вкладом системного подхода в науку об управлении было понимание значимости внешней среды и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации. Мысли о необходимости учитывать влияние внешней среды на деятельность организации появились в конце 1950-х годов. Ситуационный подход расширил представление об организации как системе управления, подверженной как внутренним, так и внешним факторам. Необходимость учитывать изменения во внешней среде особенно актуальна в настоящее время. Выживание организации и поддержание эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев зависит от того, способна ли организация адаптироваться к а также изменить свою среду.
Ситуационный подход, включающий в себя все преимущества предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции и методы должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, в настоящее время считается лучшим способом сделать управление эффективным.
1.2. Необходимые качества/навыки руководителя
Во-первых, Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.
Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные,- от применения данной методики и концепции. Приведу простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое–то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.
В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
1.3.Основные ограничения в ситуационном подходе
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.