Файл: Лекция Оглавление Основные понятия. 1 Связь с другими юридическими дисциплинами. 2 Предмет и система курса Прокурорский надзор. 3 Цели прокурорского надзора. 4 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарантии независимости:

  • Особый порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности. Не допускается их задержание, привод, личный досмотр прокурора, запрещается досмотр его вещей и используемого им транспорта.

  • Осуществление полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, партийных объединений, средств массовой информации и их представителей и должностных лиц.

  • Существует запрет на вмешательство в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора и других направлений деятельности.

  • Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления, иначе как в случаях предусмотренных в ФЗ.

Принцип гласности.

  • Прокурор осуществляет свои полномочия открыто и официально, его деятельность реализуется исключительно в форме правоотношений.

  • Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

  • Гражданам предоставляется возможность получения сведений о деятельности прокуратуры, её результатах, состоянии законности и правопорядка.

  • Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

  • Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Принцип законности.

  • Органы прокуратуры, осуществляют свои полномочии в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

  • Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, а также полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, «О прокуратуре РФ» и др. ФЗ.

  • На прокуратуру РФ не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных ФЗ.

История органов прокуратуры в РФ.


Российская прокуратура обязана своим образованием Петру I. ука­зом которого 2 марта 1711 г. была учреждена должность обер-фискала. За­дачей прокуроров, должности которых были введены указом от 12 января 1722 г. (эта дата и считается днем образования прокуратуры), стал надзор за деятельностью всех присутственных мест вообще и даже «самого Сена­та» с целью охранения в них порядка., а также для ограждения населения от посягательств чиновников на его права. Кроме того, прокурорам пору­чалось привлекать к ответственности виновных, в противозаконных дейст­виях и поступках и в несоблюдении законов и царских указов.

Необходимость появления особой, ранее не известной функции над­зора за соблюдением законов была вызвана их «новизной», непониманием и в силу этого массовым невыполнением. По замыслу Петра I прокурор­ский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. По определению его создателя; прокуратура должна была стать «оком нашим и стряпчим о делах государственных». Эта емкая фраза и является истоком возникновения теории общего надзора.­

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Революционные изменения в уголовном судопроизводстве, изме­нившие не только функции прокуратуры, но и тип процесса, были внесены судебной реформой 1864 г.

По Уставу Уголовного Судопроизводства 1864 г. на прокуратуру возлагались полномочия только в сфере уголовно-процессуальной дея­тельности (надзор за предварительным расследованием, уголовное пресле­дование в суде). Причем процессуальная функция прокурора на предвари­тельном расследовании и в суде не была сведена к односторонне обвини­тельной. По замыслу авторов Устава, конечной целью деятельности про­курора должно быть не обвинение, а исключительно раскрытие истины. Действуя таким образом, прокурор обязан вызвать на предварительное следствие и в суд всех свидетелей, показания которых могут служить к раскрытию истины, а не только тех, свидетельством которых подкрепляет­ся обвинение.

В дальнейшем институт прокуратуры был упразднен декретом СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. («Декрет о суде № 1»). Однако 26-28 мая 1922 т. на сессии ВЦИК было утверждено Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Уже в нем прокуратура наделялась полномочиями, тра­диционными для прокурорского надзора в СССР, которые в дальнейшем получили наименование «отрасли прокурорского надзора».



Согласно данному положению в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;

  • поддержание обвинения на суде;

  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

17 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК было утверждено Положение о прокуратуре СССР, определившее организационное единство и централизацию органов прокуратуры, а также основные направления ее деятельности. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «О прокуратуре в СССР». К тому времени наука прокурорского надзора уже выработала и основные направления прокурорского надзора, и его принципы, и основ­ные направления прокурорско-надзорной деятельности.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;

  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.


Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого, Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 г., ФЗ № 2202-1, в ре­дакции ФЗ от 17.11.1995 г., с последующими изменениями.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.