Файл: Лекция Оглавление Основные понятия. 1 Связь с другими юридическими дисциплинами. 2 Предмет и система курса Прокурорский надзор. 3 Цели прокурорского надзора. 4 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гарантии независимости:
-
Особый порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности. Не допускается их задержание, привод, личный досмотр прокурора, запрещается досмотр его вещей и используемого им транспорта. -
Осуществление полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, партийных объединений, средств массовой информации и их представителей и должностных лиц. -
Существует запрет на вмешательство в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора и других направлений деятельности. -
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления, иначе как в случаях предусмотренных в ФЗ.
Принцип гласности.
-
Прокурор осуществляет свои полномочия открыто и официально, его деятельность реализуется исключительно в форме правоотношений. -
Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности. -
Гражданам предоставляется возможность получения сведений о деятельности прокуратуры, её результатах, состоянии законности и правопорядка. -
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению. -
Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.
Принцип законности.
-
Органы прокуратуры, осуществляют свои полномочии в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. -
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, а также полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, «О прокуратуре РФ» и др. ФЗ. -
На прокуратуру РФ не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных ФЗ.
История органов прокуратуры в РФ.
Российская прокуратура обязана своим образованием Петру I. указом которого 2 марта 1711 г. была учреждена должность обер-фискала. Задачей прокуроров, должности которых были введены указом от 12 января 1722 г. (эта дата и считается днем образования прокуратуры), стал надзор за деятельностью всех присутственных мест вообще и даже «самого Сената» с целью охранения в них порядка., а также для ограждения населения от посягательств чиновников на его права. Кроме того, прокурорам поручалось привлекать к ответственности виновных, в противозаконных действиях и поступках и в несоблюдении законов и царских указов.
Необходимость появления особой, ранее не известной функции надзора за соблюдением законов была вызвана их «новизной», непониманием и в силу этого массовым невыполнением. По замыслу Петра I прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. По определению его создателя; прокуратура должна была стать «оком нашим и стряпчим о делах государственных». Эта емкая фраза и является истоком возникновения теории общего надзора.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Революционные изменения в уголовном судопроизводстве, изменившие не только функции прокуратуры, но и тип процесса, были внесены судебной реформой 1864 г.
По Уставу Уголовного Судопроизводства 1864 г. на прокуратуру возлагались полномочия только в сфере уголовно-процессуальной деятельности (надзор за предварительным расследованием, уголовное преследование в суде). Причем процессуальная функция прокурора на предварительном расследовании и в суде не была сведена к односторонне обвинительной. По замыслу авторов Устава, конечной целью деятельности прокурора должно быть не обвинение, а исключительно раскрытие истины. Действуя таким образом, прокурор обязан вызвать на предварительное следствие и в суд всех свидетелей, показания которых могут служить к раскрытию истины, а не только тех, свидетельством которых подкрепляется обвинение.
В дальнейшем институт прокуратуры был упразднен декретом СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. («Декрет о суде № 1»). Однако 26-28 мая 1922 т. на сессии ВЦИК было утверждено Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Уже в нем прокуратура наделялась полномочиями, традиционными для прокурорского надзора в СССР, которые в дальнейшем получили наименование «отрасли прокурорского надзора».
Согласно данному положению в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
-
осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; -
непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления; -
поддержание обвинения на суде; -
наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
17 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК было утверждено Положение о прокуратуре СССР, определившее организационное единство и централизацию органов прокуратуры, а также основные направления ее деятельности. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «О прокуратуре в СССР». К тому времени наука прокурорского надзора уже выработала и основные направления прокурорского надзора, и его принципы, и основные направления прокурорско-надзорной деятельности.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
-
надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР; -
наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; -
возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; -
надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; -
общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого, Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 г., ФЗ № 2202-1, в редакции ФЗ от 17.11.1995 г., с последующими изменениями.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.