Файл: Законе Против метода.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пол Фейерабенд (1924-1994)

“Наука есть, в принципе, анархистское предприятие. Теоретический анархизм гуманистичнее и в большей степени способствует прогрессу, чем его альтернативы, основанные на порядке и законе”

«Против метода»

Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge, 1974

Программное сочинение Фейерабенда, в к-ром излагается его позиция эпистемологического анархизма. Работа посвящена Лакатосу и первоначально задумывалась как часть совместного проекта, в рамках к-рого Лакатос должен был отстаивать позиции критического рационализма, а Ф. отводилась роль его оппонента. Опубликована уже после смерти Лакатоса. Своеобразный итог многолетней полемики Фейерабенда с рационалистическими версиями философии науки.

Книга - диалог

Во-первых, указание на Лакатоса как на возможного оппонента предполагает, что читатель, вставший на его место, должен осуществлять жёсткую критику текста Фейерабенда.

Во-вторых, таким образом Фейерабенд указывает на локальность своего текста, своей точки зрения, существующей наряду с другими.


Текст Фейерабенда является демонстрацией, исполнением “плюралистической методологии”, он написан из позиции эпистемологического анархиста и имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Текст - сознательный эпатаж и провокация. Особенно провокационно начало текста: предисловие и введение, поскольку в их задачу входит вызвать отношение читателя и инициировать спор и обсуждения.
  • Пример с переходом от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира.

  • Основной коммуникативный приём, к-рый использовал Галилей, утверждает Фейерабенд, - приём мимикрии нового под старое, давно известное. Галилей скрыл “тот факт, что опыт, на котором он хотел обосновать коперниканскую революцию, является ничем иным, как результатом его собственного богатого воображения, что этот опыт изобретён им”. Он скрыл этот факт, ”внушая мысль о том, что новые результаты всем известны и всеми признаются и нужно лишь привлечь наше внимание к этому наиболее очевидному выражению истины”.


Галилей победил не потому, что его теория соответствовала фактам, подтверждалась фактами (Фейерабенд показывает, что этого то как раз и не было), но в силу блестяще осуществлённой коммуникативной стратегии: “Галилей победил благодаря своему стилю и блестящей технике убеждения, благодаря тому, что обращался к людям, пылко протестующим против старых идей и связанных с ними канонов обучения” .

Галилей нарушает важнейшие

правила научного метода,

изобретённые Аристотелем,

усовершенствованные Гроссетесте

(наряду с другими)…; Галилей

добивается успеха потому,

что не следует этим правилам

Вывод: история науки приводит к сомнению в познават. ценности науки, т.к. научное знание не только включ. в себя заблуждения, но и не имеет средств избавления от них (и не стремится расстаться с ними).

Наука – не высший тип знания, а очередная интеллектуальная традиция, пришедшая на смену мифу, магии, религии. Обращ-е науки к опыту столь же обоснованно, как и обращ-е к Священному писанию: данные опыта тоже принимаются учеными на веру, как верующими – библейские свидетельства.

История науки = история проб, ошибок и заблуждений, она сложнее, нежели ее последующие рационалистические реконструкции. Возможность ее кумулятивной интерпретации обеспечивается соответствующей научной идеологией, ориентированной на преподнесении эволюции научного знания как приближения к объективной истине. Из истории при этом вычленяются только те факты, к-рые работают на современный стандарт, а все конкретно-индивидуальное и психологически-личностное отбрасывается как случайное и несущественное. Оформляющийся при этом образ науки наделяется характеристиками высшего арбитра в вопросах познания, независимого от авторитетов веры или политики, мнения толпы или поветрий моды. Подобная абсолютизация науки и ее методологии должна быть оспорена!

Нужна анормативная установка по отношению к истории

науки.

2. Наука = синкретичное и нестрогое образование, в к-ром многое заимствовано из примитивных идеологий. Наука не основана на надежном методе, напротив, все значительные открытия появл. в рез-те отступления от метода и вообще вненаучным факторам. Жесткое применение канонов научного метода не только не ускорили бы разв-я науки, но и остановили бы его.



3. Наука = некритическое сознание, родственное мифу, идеологии, религии. Значит, нельзя разграничить науку и ненауку (в том числе, и с т.зр. эффективности: миф, напр., сделал гораздо больше науки – он создал культуру. “Разве можно серьезно утверждать, что атомная энергия, синтетика и антибиотики – более высокое достижение, чем приручение животных, огонь и колесо?”)

В «свободном обществе», т.е. в обществе, утверждающем свободу духа и деятельности в качестве своего верховенствующего принципа, наука, еще не освободившаяся от своего «шовинизма», уверенности в своем превосходстве над иными формами мышления, должна быть отделена от государства, лишиться идеологической и политической поддержки последнего, а вместе с этим – и необоснованных претензий на исключительное место в культуре.

4. Констатация плюрализма и в самой науке. Ученый не д.б. скован методолог. стандартами, он должен их свободно выбирать, исходя из своих научных и ненаучных соображ-й. Концепция гносеологического анархизма: отриц-е универсальности научных методов. Единств. универсальная норма познания – “anything goes” («все подходит»). Многообразие познавательных стратегий всегда более перспективно, чем их дефицит!

Пролиферация теорий

Кажд. научн. теория – замкнута, ее нельзя опровергнуть изнутри, поэтому без множественности подходов наступит стагнация.

5. У сменяющих одна другую теорий нет ни общего «эмпирического базиса», ни общей терминологии. Это позволяет считать научные теории «несоизмеримыми», т.е. они не могут противоречить друг другу.

Познание “не является постепенным приближением к истине, а скорее представляет собой увеличивающийся океан взаимно несовместимых (быть может даже несоизмеримых) альтернатив”.

Отказ от кумулятивной модели роста научного знания! Сосуществование разных теорий!

6. Что такое истина? – неизвестно. Лучше отказаться от этого понятия.

Фейерабенд обозначает жанр своей работы - памфлет , то есть эпистемологический анархизм не претендует на статус теории.

Текст Ф. направлен против “привычного”, а “первый шаг в нашей критике привычных понятий и привычных реакций есть шаг за пределы того круга, в котором мы вращаемся”.




Альтернативная теория, с помощью к-рой Ф. осуществляет критику известных методологических теорий науки.

М. Полани (1891-1976)


Англ. химик и философ науки.

“Личностное знание” и др.работы.

Полемика с Поппером. “Посткритический рационализм” (если у Поппера – критич. рац-м).

2 вида компонентов научной деятельности:

явные

  • теории, понятия и т.п. (интерперсональ-ное знание).

неявные

  • личностное, пристрастия ученых, их убеждения и т.п.

Абсолютная объективность представляет собой ложный идеал, поскольку любые умозаключения базируются на персональных суждениях.

Концепция “личностного знания”, включающего в себя явное и неявное:

в каждом акте позн-я присутствует страстный вклад познающей личности и... эта добавка – не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания”.

Ученый обладает мастерством – “искусством познания” (интеллектуальные навыки, интуиция и т.п.). Научиться этому нельзя по учебнику, но только в общении с др.учеными (“из рук в руки”).

Т.О., ученые и их теории – неразрывно связаны. В основе их единства – “трансляция неявного знания”. Нельзя просто заменить один коллектив ученых на др., получивших чисто книжное образование, - должна сохраняться традиция.

«Мы полагаем больше, чем можем доказать, и знаем больше, чем можем выразить словами»

Понятие “научного сообщества”.

Главн.принцип принятия научн.теории – не уровень ее обоснования, а степень интуитивного, неосознанного доверия к ней, в рез-те чего грань между знанием и верой практически стирается. Предпочтение, даваемое астрономии по сравнению с астрологией, основано исключительно на вере в первую и неверии во вторую.

Личное обращение в ту или

иную веру.

В эпистемологии М.Полани значительно усилена антропологическая ориентация, которую можно свести к следующим положениям:

– науку делают люди, обладающие призванием, опытом, мастерством;

– научно-познавательную деятельность нельзя освоить по учебнику (поскольку неявное знание не допускает полной экспликации и изложения в учебной литературе); поэтому требуется непосредственное общение начинающего ученого с мастером, т.е. необходимы личные контакты исследователей;


– люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от производимого ими знания;

– в научно-познавательной деятельности очень важны мотивы личного опыта, переживаний, внутренней веры в науку, в её ценность, а также заинтересованность ученого, его личная ответственность.