Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы философии Тема 1 Характерные черты и проблемы средневековой философии Обучающегося Заочной формы обучения Юридического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономное некоммерческое образовательное учреждение высшего

образования Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра гуманитарных дисциплин


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Основы философии

Тема 1 : Характерные черты и проблемы средневековой философии
Обучающегося Заочной формы обучения

Юридического факультета

Слонского Ивана Александровича

Шифр ПД-3-02-21-023

Направление (специальность)

40.05.02

Правоохранительная деятельность

Руководитель: к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Целищева В.Н.
Чита, 2022

Задание 1

Апологетикараздел хрисстианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.
Вера признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры; убеждённость, глубокая уверенность в себе, в ком- или в чём-либо.

Волюнтаризм – Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Воля это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Догматизм – способ мышления, оперирующий догмами
считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике и опирающийся

Душа – согласно религиозным и некоторым философским учениям, бесмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная

Идеализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировозрения в основе которых лежит утверждение о первичности идей по отношению к материи

Креационизм –  религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом

Монотеизм – это вера в единого бога. более узким определением монотеизма является вера в существование только одного Бога, сотворившего мир, - всемогущего, вездесущего и всеведущего.

Номинализм – философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).
Патристика –  философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Провиденциализм  историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.


Разум одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа.
Реализм –  стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Религия –  определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковьуммасангха, религиозная община
Схоластика – систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля.
Теология – это систематическое изучение природы божественного и, в более широком смысле, религиозной веры. Она преподается как академическая дисциплина, как правило, в университетах и семинариях.

Задание 2

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

  1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.

  2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.

  3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.

  4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».

  5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.

  6. Авторитарность – обращение к Библии.

  7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.

  8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.

  9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.


Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

  1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.

  2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.

  3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.

  4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

Проблемы философии средневековья



Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

  1. Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес. Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы. Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.

  2. Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.

  3. Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.

  4. Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.

  5. История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.

  6. Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).


Задание 3

Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».

Святой Бонавентура - Родившийся под именем Иоанн, он стал известен как «Серафический доктор» за свои тексты о вере и любви к Иисусу, в которых он поддерживал пламенный дискурсивный тон.

Ученый и обладатель выдающегося интеллекта, его критиковали за чрезмерное суждение, которое не позволяло ему быть более глубоким в своих анализах. Обладая онтологическим и мистическим видением, он следил за произведениями Сан-Томе и Ломбардо.

Анисио Манлио - Римский философ, принадлежавший к очень важной семье, которая дала католической церкви трех пап, Боэций охватил широкий круг вопросов, таких как судьба, справедливость и вера, а также музыку, арифметику, геометрию, астрономию. и богословие.

В своей самой известной работе Утешение философии, писавший в тюрьме, поддерживает подвижный диалог с философом, которому приписывает женскую роль.

В нем он останавливается на природе человеческого счастья, проблемах зла и добра, провидении и свободе человека, судьбе и случайности.

Его мысли соперничали с мыслями святого Августина и Аристотеля, и он занимал центральное место в христианском богословии. «Если есть Бог, откуда взялось зло? А если его нет, то откуда товар? »- была одна из его самых запоминающихся фраз.