Файл: Техническое Задание по дисциплине Экономическая безопасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальное подразделение финансовой разведки России с полным основанием может быть отнесено к административному типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью отвечает принятым для национальных подразделений финансовой разведки требованиям, но при этом имеет ряд специфических особенностей.
6 Методы совершенствования финансовой безопасности
В настоящее время в РФ мерам повышения финансовой безопасности государства уделяется значительное внимание. Это видно, например, по тому, что проблема обеспечения экономической (в том числе и финансовой) безопасности была затронута в Бюджетном послании Президента РФ В.В.Путина на 2013-2015 годы. В соответствии с основными направлениями, заданными в Послании, Министерством финансов РФ была разработана «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.».
Особенностью данной Государственной программы является отсутствие четко определенных конечных целей, соответствующих основному направлению развития государства в целом.
Программа предусматривает два основных направления повышения эффективности управления государственными финансами:
- совершенствование правового регулирования;
- совершенствование методического обеспечения.
За счет реализации этих двух направлений планируется повысить эффективность реализации всех иных Государственных программ РФ. Иными словами, рассматриваемая Программа носит «обеспечивающий» характер по отношению к прочим, являясь своего рода средством или механизмом достижения поставленных в них стратегических целей.
Реализация Программы должна обеспечить формирование в нашей стране необходимых условий для экономического роста, что в 2015 г. особенно актуально в связи его фактическим прекращением. Достижение этой цели планируется обеспечить за счет следующих основных факторов:
- нейтрализации факторов, вызывающих и усиливающих макроэкономическую нестабильность;
- принятия ограничений по налоговой нагрузке на различные экономические субъекты;
- сдерживание стоимости кредитных ресурсов;
- повышения уровня и качества жизни населения;
- повышения обороноспособности государства и т.д.
Перечислим основные направления, предусмотренные Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.:
- постепенное сокращение нефтегазового дефицита федерального бюджета РФ;
- достижение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
- поддержание объема государственного долга на безопасном для финансовой системы РФ уровне;
- сдерживание роста объемов долга субъектов РФ и муниципальных образований;
- формирование реальных бюджетных параметров при соблюдении принципа безусловности исполнения всех имеющихся обязательств;
- поиск путей оптимизации расходов бюджетов всех уровней;
- повышение эффективности процедуры прогнозирования в сфере государственных финансов;
- повышение качества бюджетного учета, а также качества регулятивных инструментов, используемых для достижения целей и результатов государственной политики;
- совершенствование процедуры принятия новых расходных обязательств на основе сравнения их бюджетной эффективности, оценки уровня риска каждого из обязательств, а также возможностей и механизмов их реализации;
- изыскание резервов роста эффективности бюджетных расходов;
- разработка эффективной системы стимулирования достижения результатов распорядителями бюджетных средств;
- повышение уровня гибкости расходов бюджетов (объемов и структуры), возможностей их перераспределения, оптимизации и т.д. в случае наступления неблагоприятных событий;
- формирование набора критериев перераспределения расходов бюджета;
- обеспечение регулярности анализа и оценки бюджетных рисков и внедрение процедуры учета результатов анализа рисков в систему бюджетного планирования.
Таким образом, основная цель Программы - достижение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде, повышение ее устойчивости, а также повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.
Как известно, оценочные индикаторы подразделяются на количественные (измеримые) и качественные. В данном случае, исходя из анализа основных направлений Программы, очевидно, что приоритет будет отдаваться качественным индикаторам в силу сложности количественной оценки предполагаемых результатов.
Необходимо заметить, что используемые оценочные индикаторы не должны носить субъективного характера, а потому они должны основываться на международных принципах и стандартах, зафиксированных в документах различных международных организаций (прежде всего, ОЭСР).
Такие стандарты на сегодняшний день позволяют получить качественную оценку по следующим направлениям:
- оценка степени прозрачности бюджетной и налоговой систем;
- оценка уровня стабильности бюджетной системы;
- оценка уровня устойчивости бюджетной системы;
- оценка развитости и качества бюджетного планирования;
- оценка качества правового регулирования и методического обеспечения бюджетного процесса;
- оценка эффективности финансового и бюджетного контроля.
Приоритеты современной государственной политики РФ в сфере реализации Государственной программы определены в следующих стратегических документах:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг.;
- Основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р;
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать основные приоритеты государственной политики в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в долгосрочном периоде. Необходимо принимать все возможные меры для того, чтобы обеспечивать выполнение всех расходных обязательств. Отметим, что для этого недостаточно совершенствовать качество бюджетного планирования и прогнозирования. Необходимо обеспечить недопустимость увязки объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками, что является довольно распространенным явлением в настоящее время. Все расходные обязательства должны иметь абсолютно четкое обоснование с учетом рисков, осуществляться в строгом соответствии с установленными ограничениями, при систематическом контроле со стороны уполномоченных органов.
Кроме того, очень важно для обеспечения устойчивости финансовой системы государства иметь специальные резервные фонды. В России это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, играющие значительную роль в обеспечении стабильности и финансовой безопасности.
2. Создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества.
Прежде всего, таковыми условиями являются четкая координация действий всех участников бюджетного процесса, а также увязка бюджетов с целями стратегического развития страны. Большое значение имеет повышение прозрачности бюджетной системы, внедрение новых более эффективных форм оказания государственных услуг, обеспечение доступа граждан к информации о финансовой деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Следует отметить, что в настоящее время в РФ осуществляется переход к формированию и утверждению расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ РФ, что также должно способствовать более эффективному использованию бюджетных средств.
3. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, государственных и муниципальных учреждений.
Здесь речь идет о совершенствовании методологии финансового менеджмента в сфере государственных и муниципальных финансов. Необходимо совершенствовать не только методы управления финансами, но и разработать и внедрить в практику критерии оценки качества такого управления.
Данному направлению уделяется большое внимание: оказывается методическая и информационная поддержка главным распорядителям бюджетных средств, отлаживается система внутреннего контроля, ведется работа в направлении совершенствования правового обеспечения и т.д.
4. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля.
На сегодняшний день в РФ ведется работа по приведению системы контроля в соответствие с международными принципами и стандартами, устранению «размытости» многих участков контроля (например, перечня правонарушений в бюджетной сфере), а также его усилению в связи с многочисленными злоупотреблениями, нарушениями, высоким уровнем коррупции и т.д. Необходимо сделать систему контроля максимально четкой и прозрачной, для этого следует разграничить полномочия и контрольные функции различных органов, ограничить формы и методы контроля и т.д.
5. Создание эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля.
События 2014-2015 гг. явно продемонстрировали роль валютного регулирования и контроля в обеспечении стабильности функционирования экономики страны и ее финансовой безопасности.
Валютный кризис 2014 г. вскрыл слабость и ограниченность регулятивных механизмов российской валютной системы, ярко проиллюстрировав это девальвацией рубля. Между тем, без эффективной системы валютного регулирования говорить о состоянии безопасности государства не приходится.
Следует отметить, что на фоне девальвации российской валюты наблюдался всплеск спекулятивной активности, причем не только со стороны населения и коммерческих организаций, но и со стороны финансовых институтов, в том числе крупнейших кредитных организаций. Это значительно усугубило ситуацию, одновременно указывая на важность валютного контроля в условиях кризиса.
6. Создание эффективной системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
7. Обеспечение эффективности функционирования налоговой системы.
Налоговая политика в ближайшие годы должна быть направлена, с одной стороны, на противодействие негативным эффектам мирового экономического кризиса, а с другой стороны, на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором обеспечения эффективности функционирования налоговой системы будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации будут основными целями создания эффективной налоговой системы в среднесрочной перспективе.
8. Эффективное управление государственным долгом Российской Федерации и государственными финансовыми активами Российской Федерации, направленное на сохранение достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости и поддержание высокого уровня кредитных рейтингов Российской Федерации инвестиционной категории.
Дополнительным условием успешности реализации этих мероприятий будет регулярный мониторинг долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при безусловном соблюдении бюджетных ограничений, установленных Бюджетным кодексом, оптимизации структуры долга.
9. Развитие информационной системы управления государственными финансами с учетом новых требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично- правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.