Файл: Реферат по дисциплине Методология научного познания.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы теоретического уровня познания в науке — методы построения и обоснования конкретно-научных теорий: идеализация, конструктивно-генетический метод, аксиоматический метод, дедукция, математическая индукция, теоретическое моделирование, системный метод, метод принципов, интерпретация теории.
Методы метатеоретического познания в науке — методы анализа и обоснования научных теорий: метод формализации в математике и логике, метод обоснования частных научных теорий путем выведения их положений из более общих конкретно-научных теорий, метод общенаучного обоснования научных теорий путем согласования их положений с общенаучным знанием (научной картиной мира и общенаучной методологией (принятыми в науке идеалами и нормами научного исследования)), метод философского обоснования фундаментальных теорий путем их согласования с философским знанием (философскими основаниями науки).
-
Методология динамики научного знания
Анализ основных моделей научного знания: эмпиризма, рационализма, индуктивизма, неоиндуктивизма, гипотетико-дедуктивизма, интернализма, экстернализма, кумулятивизма, концепций несоизмеримости парадигмаль- ных теорий.
Историческая методология науки
Предмет этого раздела методологии научного познания составляет реконструкция методологических оснований реальной науки в ходе ее исторического развития. Анализ реальной истории науки показывает, что методологические основания науки не являются неизменными и универсальными, а меняются вместе с развитием науки и являются в целом различными для разных культурно-исторических этапов развития науки. Эта закономерность может быть четко зафиксирована, например, при сравнении методологических оснований классической, неклассическои и постнеклассическои науки как трех последних этапов развития мировой науки.
Методологические основания классической науки — совокупность методологических представлений науки XVII—XIX вв. об эффективных способах получения, изложения и обоснования научного знания. В качестве ее главных методов обосновывались систематические наблюдения и эксперимент как главные средства получения объективной информации о предмете научного исследования. Это также такие методы научного познания, как классификация и обобщение данных наблюдения и эксперимента с помощью индукции, количественное описание свойств и отношений объектов, построение математической модели объекта, нахождение и доказательство истинных причин явлений с помощью индукции и эксперимента, выдвижение в качестве гипотез законов функциональной и структурной взаимосвязи различных явлений и их последующее индуктивное
подтверждение с помощью данных наблюдения и эксперимента; аксиоматическое построение научных теорий и приведение в логическую систему всех законов изучаемой предметной области; объяснение и предсказание с помощью научной теории всех имеющихся и будущих фактов; нахождение истинной философской интерпретации научных теорий. В качестве парадигмального методологического образца классической науки рассматривалась физика, а в ней - механика. По этому образцу оценивалась степень методологической зрелости всех остальных наук, в том числе социальных и гуманитарных.
Методологические основания неклассической науки — совокупность методологических представлений науки, характерных для периода развития науки от начала XX в. до 1970-х гг. Для этого этапа развития науки, наступившего в результате глобальной научной революции конца XIX — начала XX в., было характерно существенное изменение ее методологических оснований. Прежде всего, это изменение выразилось в осознании учеными отсутствия у науки единых методологических оснований и, в первую очередь, в силу существования качественного различия между предметами и методами естественных и социально-гуманитарных наук («науки о природе» и «науки о духе» — неокантианцы). Впоследствии в отдельную область науки с ее отличными от естествознания и социально-гуманитарных наук методами были выделены математика и логика. Методологические основания классического естествознания также были пересмотрены в сторону повышения веса и роли вероятностно-статистических методов на всех этапах научного познания (на этапах получения и обоснования научного знания). Оказалось, что эмпирический опыт не доказывает, а только подтверждает научные построения, делая их более или менее вероятными, на всех уровнях научного знания (вероятностный характер получения и обоснования имеют не только эмпирические, но и теоретические законы). Вместе с этим были реабилитированы интуиция и конструирование объектов как законные методы естественных наук. В области методологии социальных и гуманитарных наук всегда подчеркивалось первостепенное значение герменевтических методов, направленных на достижение понимания социальных и духовных явлений, неизбежность их ценностной интерпретации с позиций философии, религии, идеологии, политики, права и т.д., а также значение семиотических и лингвистических методов анализа для понимания культурных кодов и социально-гуманитарных текстов. В математике и логике наряду с признанием важности аксиоматического метода при построении научных теорий в этих областях знания первостепенная роль стала отводиться математической индукции, конструктивно-генетическому методу построения и обоснования математических и логических теорий, алгоритмическим методам изложения решения различных математических задач и проблем.
Методологические основания постнеклассической науки — совокупность методологических представлений, характерных для современного этапа развития науки. Главными тенденциями их развития являются: 1) дальнейшая плюрализация методологического арсенала науки с привязкой его к качественной специфике отдельных научных дисциплин (методология физики может существенно отличаться от методологии биологии, а последняя — от методологии геологии и других естественных наук, не говоря уже об их методологическом отличии от математических и гуманитарных дисциплин); 2) рост значения и особой роли «гибридной» методологии для бурно растущих областей комплексных и междисциплинарных исследований; 3) реабилитация во всех науках целевого подхода и телеологического способа описания и объяснения; 4) стирание резких граней между естествознанием и социально-гуманитарными науками и появление возможности переноса их методов из одной области науки в другую; 5) возрастание роли системных методов описания и поведения любых объектов на синергетической онтологической основе; 6) реабилитация в науке неоднозначных и даже метафорических способов описания и моделирования изучаемых объектов; 7) востребованность философских методов при оценке, обосновании и интерпретации научного знания.
Основные выводы
Предметом методологии научного познания является все множество познавательных средств в науке, включая как се синхронию, так и диахронию, т. е. историческое развитие науки и научного знания.
Современная методология научного познания состоит из пяти взаимосвязанных блоков: общенаучная методология, методология областей научного знания, методология уровней научного познания, методология отдельных научных дисциплин, историческая методологии науки.
Специфика методологических средств этих блоков обусловлена онтологическим различием содержания различных областей, уровней, дисциплин и культурно-исторических типов науки.
Осознание разветвленной структуры методологии научного познания — необходимое условие методологической культуры современного ученого.
Литература
-
Лебедев, С. А. Методология научного познания: монография / С. А. Лебедев. — М.: Проспект, 2015. -
Лебедев, С. А. Научный метод: единство и многообразие / С. А. Лебедев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2015. — № 2. — С. 7—26. -
Лебедев, С. А. Структура науки / С. А. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 7 : Философия. — 2010. — № 3. — С. 26—50. -
Лебедев, С. А. Эпистемология и философия науки: Классическая и неклассическая / С. А. Лебедев, С. Н. Коськов. — М.: Академический проект, 2014. — 295 с. -
Степин, В. С. Философия и методология науки / В. С. Степин. — М. : Академический проект, 2015.