Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ
4.1 Модели вариантов использования системы
4.4 Диаграмма последовательности
5.1 Разработка интерфейса программного продукта
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Техническое задание на разработку ИС "Проката автомобилей"
1.1. Наименование программы: "Разработка информационной системы прокат автомобилей"
Титульный лист
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Прокат автомобилей – это процесс разработки информационной системы, предназначенной для обеспечения учета автомобилей (как свободных, так и арендованных) в компании и исполнения следующих процессов:
-
единый учет автомобилей в разрезе их характеристик (марка, пробег, свободен или арендован); -
поддержка учета поступления заявок; -
перемещение автомобиля от одного клиента к другому и учет по каждому случаю аренды; -
детализированный расчет стоимости конкретного заказа.
ГЛОССАРИЙ ПРОЕКТА
Термин | Определение |
Прокат автомобилей | Это деятельность по представлению автомобилей на ограниченный срок эксплуатации |
Руководитель Прокат автомобилей | Владелец Прокат автомобилей или директор одного филиала Прокат автомобилей в крупной организации |
ТС | Транспортные средства, являющиеся предметом аренды |
Клиент | Лицо, которое арендует ТС на ограниченный срок эксплуатации |
Доставка ТС | Подвоз ТС к месту нахождения ТС при условии предварительной оплаты срока аренды для арендуемого автомобиля |
Менеджер по аренде ТС | Работник, занимающийся оформлением договора аренды ТС |
Внешняя статистика арендуемых ТС | Статистика по аренде, получаемая из сети Прокат автомобилей |
Внутренняя статистика арендуемых ТС | Статистика по аренде, получаемая из отчетов аренды клиентам компании |
Номер автомобиля | Это государственный регистрационный знак, который присваивается каждому автомобили индивидуально во время регистрации автомобиля в конкретной стране и конкретном регионе |
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ
Техническое задание (ТЗ) – исходный документ на
проектирование технического объекта (изделия). ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т.д.) и её состав, а также специальные требования.
Все изменения, дополнения и уточнения формулировок ТЗ обязательно согласуются с заказчиком и им утверждаются. Это необходимо и потому, что в случае обнаружения в процессе решения проектной задачи неточностей или ошибочности исходных данных возникает необходимость определения степени вины каждой из сторон-участниц разработки, распределения понесенных, в связи с этим убытков.
В процессе проектирования было создано и утверждено техническое задание на разработку ИС "Проката автомобилей", которое приведено в приложении А.
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Технико-экономические показатели – система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации производства и труда, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов
Разработка информационной системы прокат автомобилей требует деятельности коллектива из 1-5 человек соответствующей квалификации. Длительность полного цикла создания программного продукта – 1 месяц.
Данная информационная система прокат автомобилей поможет ускорить проверку занятости автомобилей (как свободных, так и арендованных).
Учитываются автомобили в разрезе их характеристик, по личным данным, таким как регистрационный знак ТС, VIN ТС и индивидуальные технические характеристики.
Увеличится экономия времени при заключении договора с клиентами, обратившимися в Прокат автомобилей повторно, так как при первом обращении клиентов в любой филиал проката автомобилей они в обязательной форме проходят регистрацию, при повторном обращении они уже будут зарегистрированы в базе данных.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Контекстная диаграмма ИС "Проката автомобилей" показана на рисунке 1. Функциональная диаграмма первого уровня приведена на рисунке 2. На рисунках 3 и 4 показаны функциональные диаграммы второго уровня для функций "Обслуживание клиентов и приём прочих поступлений" и "Оплата за аренду автомобилей".
Рисунок 1 - Контекстная функциональная диаграмма информационной системы
Рисунок 2 - Функциональная диаграмма первого уровня информационной системы"
Рисунок 3 - Функциональная диаграмма второго уровня в нотации DFD "Обслуживание клиентов и приём прочих поступлений"
Рисунок 4 - Функциональная диаграмма второго уровня в нотации DFD "Оплата за аренду автомобилей"
4. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
4.1 Модели вариантов использования системы
В диаграмме вариантов использования используется сценарий взаимодействия между "Менеджером по прокату" и "Клиентом".
В ходе анализа для данного сценария было выделено 2 действующих лица: "Клиент" и "Менеджер по прокату". Для каждого из них были выделены прецеденты.
Полученная диаграмма вариантов использования ИС "Проката автомобилей" показана на рисунке 5.
Рисунок 5 - Диаграмма вариантов использования информационной системы
4.2 Диаграмма классов
В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 5 классов: Менеджер по прокату, Центр проката, Клиенты, ИС Авто-Прокат, Автомобили проката. Для каждого из них были описаны атрибуты и операции.
Рисунок 6 - Диаграмма классов
4.3 Диаграмма деятельности
В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 3 класса: Менеджер по клнсультации клиентов, менеджер по оформлению договора, Кассир. Начальная точка: Приветствие клиента и консультирование. Конечное состояние: Выдача автомобиля клиенту.
Рисунок 7 - Диаграмма деятельности
4.4 Диаграмма последовательности
В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 5 классов:
Менеджер по работе с клиентами, Клиент, Заказ, Менеджер по заключению договора, Кассир, связанные между собой ассоциативной связью.
Рисунок 8 - Диаграмма последовательности
-
4.5 Диаграмма кооперации
В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 3 классификационные роли: Менеджер компании, Клиент, Автомобиль, связанные между собой ассоциативной связью.
-
Рисунок 9 - Диаграмма кооперации -
-
4.6 Диаграмма состояния
- В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 6 простых состояний, 2 начальные точки: включение питания компьютера и ввод пароля менеджера и 1 конечное состояние: пароль неверный.
Рисунок 10 - Диаграмма состояния
5. СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
5.1 Разработка интерфейса программного продукта
Вся работа приложения осуществляется в двух окнах, рабочее окно и окно с базой данных. В стартовом окне пользователя просят войти в систему (рисунок 11).
Рисунок 11 - Стартовое состояние
Если пользователь введёт неверный пароль, для него появится предупреждение (рисунок 12).
Рисунок 12 - Ошибка при авторизации
После авторизации пользователю откроется рабочий интерфейс для добавления заказов (рисунок 13), если пользователь программы оставит пустые поля и попробует добавить заказ в базу данных, программа предупредит его об этом (рисунок 14), или оповестит пользователя об успешном добавлении заказа, если все условия для добавления заказа были соблюдены (рисунок 15).
Рисунок 13 - Рабочая форма пользователя
Рисунок 14 - Предупреждение при незаполненных полях
Рисунок 15 - Уведомление об успешном добавлении заказа
Рисунок 16 - Внешний вид заполненной базы данных
5.2 Разработка программного кода системы
C# разрабатывался как язык программирования прикладного уровня для CLR и, как таковой, зависит, прежде всего, от возможностей самой CLR. Это касается, прежде всего, системы типов C#, которая отражает BCL.
Современность C# проявляется и в новых шагах к облегчению процесса отладки программы. Традиционным средством для отладки программ на стадии разработки в C++ является маркировка обширных частей кода директивами #ifdef и т.д. В C#, используя атрибуты, ориентированные на условные слова, вы можете куда быстрее писать и отлаживать код.
В Приложении Б приведен полученный программный код проекта.
-
6. ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
-
Тестирование программного обеспечения проведено по принципу тестирования "черного ящика". При введении допустимой информации были получены достоверные результаты. При использовании недопустимых входящих данных результаты не соответствовали действительности. -
Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод о надёжности программного продукта. Тесты помогают выявить недоработки программного обеспечения. -
Пример тестирования программы. -
После запуска стартового окна намеренно вводим неверный пароль, если программа высвечивает предупреждение всё хорошо, потом вводим верный пароль и если мы вошли в систему, то также всё хорошо. Далее тестируем добавление заказа, заполняем все поля кроме одного поля, проверяется защита от невнимательного пользователя, если программа выдаёт нам предупреждение, то всё отлично, заполняем полностью все поля и добавим несколько заказов, программа должна выдать сообщение что товар успешно добавлен. На следующем этапе тестирования перейдём в базу данных заказов. В базе данных "заказы", у нас будет несколько заказов, понажимаем кнопки "Удалить одну строку" и "Удалить все данные", если всё функционирует, как и предполагается, то ошибок нет. На последнем этапе закроем окно базы данных "заказы" и заново добавим несколько заказов и повторим операции удаления, если программа работает стабильно и без ошибок, то программа прошла тестирование успешно. -
7. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ