Файл: Русская культура в 1й четверти xviii века (при Петре I) Основные направления культурного развития эпохи.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель.
1710–1714 гг.
Реконструкция.

Архитектура


Пример петровского барокко – самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор в Петербурге.
Он построен не в традициях древнерусского зодчества, не похож ни на пятиглавые, ни на шатровые церкви.
Более всего собор напоминает немецкие и прибалтийские протестантские кирхи.
Такой тип храма – зальный.
Шпиль колокольни достигал 112 м (увеличен в 1858 г.), т.е. был выше колокольни Ивана Великого в Москве.


Петропавловский собор.
1712–1733.
Арх. Д. Трезини.

Архитектура


В Москве на рубеже XVII–XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее традиции русского зодчества с приемами украинского и европейского барокко.
Характерные черты – центрические ярусные храмы, сочетание красного кирпича и белого камня отделки.


Ц. Архангела Гавриила
(Меншикова башня). Арх. И. Зарудный.
1707 г.
Реконструкция.


Ц. Иоанна Воина на Якиманке.
Арх. И. Зарудный.
1706–1713 гг.

Архитектура


Еще одно направление русского барокко начала XVIII в. – голицынское барокко, восходящее к австрийскому и итальянскому зодчеству.
Название связано с именем Бориса Алексеевича Голицына.
Здания голицынского барокко в плане не крестово-купольные и не зальные, а эллиптичесие, напоминают ротонды.
Архитекторы голицынского барокко неизвестны, но предполагается участие западноевропейских зодчих.


Ц. Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.
1690–1704.
Здание увенчано не куполом, а короной.

Живопись


Живопись начала XVIII в. окончательно стала светской.
На смену парсуне пришел портрет.
Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.
Картины И.Н. Никитина:


Портрет царевны Натальи Алексеевны.


Портрет напольного гетмана.


Портрет барона С.Г. Строганова.

Живопись


Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.?
В чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника в картине «Автопортрет с женой»?


Картины А. М. Матвеева:


Автопортрет с женой.


Портрет врача И.А. Ацаретти.


Портрет И.А. Голицына.


?

Театр


В 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр – «Комедийная хоромина» на Красной площади.
Труппа состояла из немецких актеров и разыгрывала иноземные пьесы.

Позднее появился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии.
Здесь играли уже пьесы российских авторов.
Например, в пьесе Ф. Журовского «Слава Российская», написанной после персидского похода 1722 г., соседние страны (Польша, Швеция, Турция, Персия) признавали первенство России.
Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.?


?

Литература


Ведущий жанр литературы начала XVIII в. – «история», т.е. повествование о некоем вымышленном приключении.
Для такого повествования характерен новый герой: молодой, предприимчивый, жаждущий приключений и новых знаний, смело отправляющийся в далекие края и всегда добивающийся успеха.
Таков, например, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».
Дворянский сын уходит на морскую службу, попадает в плен к пиратам, но вскоре становится их атаманом, женится на принцессе и живет с ней «в великой славе».


?


В чем разница между судьбой Василия Кариотского и судьбой покинувшего отчий дом литературного героя XVII века?

Две русские культуры


Петровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы крестьянства и городских низов.
Крестьян не затронули ни образование, ни изменения в быту.
Культура простонародья оставалась традиционной, дворянская культура стала чуждой и непонятной народу.


Портрет помещика Н.И. Тишинина.
Худ. И.Я. Вишняков.


Странник.
Худ. В.Г. Перов.


?


Как вы думаете, к каким последствиям это должно было привести?

Подводим итоги


Дворянская культура приобрела европейский облик.
Дворянская культура окончательно стала светской:
появилось светское образование, светская литература, светская живопись.
Возникли новые стили в архитектуре.
Стала зарождаться русская наука.
Обновление культуры не коснулось низов, поэтому образовался колоссальный разрыв между европейской культурой дворянства и традиционной культурой народа.


?


В чем же состояли важнейшие черты культурного развития эпохи?

Источники иллюстраций


Слайд №3. http://www.liveinternet.ru/users/feren/post77149705/; http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=14485&iid=183430
Слайд №4. http://portal.lgo.ru/diary/index.htm?dcom=16&start=295; http://forum.sharereactor.ru/printthread.php?s=27f16e487ce1b290ba1ae8d357a85764&t=148593&pp=40


Слайд №5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15317&ob_no=15095&rt=&print=1
Слайд №6. http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/2.htm; http://www.galvek.ru/esteticheskiy-ideal-galantnogo-veka/; http://www.epochtimes.ru/content/view/32791/38/
Слайд №7. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/15.shtml
Слайды №8, 9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29114
Слайд №10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%ED%EE%F1%F2%E8_%F7%E5%F1%F2%ED%EE%E5_%E7%E5%F0%F6%E0%EB%EE

Источники иллюстраций


Слайд №11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EA%EE%EB%E0_%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%E8_%ED%E0%E2%E8%E3%E0%F6%EA%E8%F5_%ED%E0%F3%EA
Слайд №12. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/6.shtml
Слайд №13. http://his.1september.ru/2003/39/4.htm
Слайд №14. http://ostashkov.codis.ru/okmmag.htm
Слайды №15, 16. http://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.php
Слайд №17. http://pda.privet.ru/post/100339290; http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=3&img_url=doseng.org%2Fuploads%2Fposts%2F2009-10%2F1255550602_1.jpg&rpt=simage
Слайд №18. http://lib.rus.ec/b/175065/read
Слайд №19. http://www.bagetorel.ru/org/galereya-efimov.htm
Слайд №20. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82,_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Источники иллюстраций


Слайд №21. http://jml.ecole-alsacienne.org/Jingshan_Maths_English/@_SENIOR_2/Senior_2_p.4.html
Слайд №22. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/21.shtml
Слайд №23. http://www.artwall.ru/products/poster_op_2889; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=77856243; http://www.petersburgphoto.ru/monuments_of_architecture/letniy_dvorec_petra_1_01/
Слайд №24. http://www.museum.ru/alb/image.asp?19496
Слайд №25. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/921228
Слайд №26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C
Слайд №27. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Dubrovitsy_church_of_Sign.JPG
Слайд №28. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17896&cat_ob_no=12556; http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17576; http://rusmuseum.ru/museum/complex/str_palace/person/

Источники иллюстраций


Слайд №29. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/art1.php
Слайд №32. http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post148603049/; http://smallbay.ru/perov.html