Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 631
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЧИНЫ
1.1. Определение понятия «манипуляция»
1.2. Отличительные черты манипуляций.
2.СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ПРИЕМЫ И ТАКТИКИ МАНИПУЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.1. Составляющие манипулятивного воздействия
2.2. Приемы манипулятивного воздействия
2.3. Тактики манипуляционного воздействия и противодействие им
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Институт прикладной математики и компьютерных наук
РЕФЕРАТ
на тему:
«ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Выполнил: |
Давыдов Павел Александрович студент группы 221221 |
Проверила: |
Лагун Ирина Марсельевна |
д.т.н, профессор |
Тула, 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек вступает в общение с определенными намерениями или целями. Общение, при котором один из партнеров использует другого в качестве средства для достижения собственной цели, житейского или психологического выигрыша, обычно называют манипуляцией. При манипуляции один из партнеров ставит другого в ситуацию, когда тот вынужден совершить определенное действие или произвести реплику, необходимые манипулятору.
Манипулятивное общение исследовали такие ученые, как Э. Фромм, Т. В. Бант, Э. Шостром, Е. Л. Доценко и другие.
Манипулятивное воздействие относится к психологическим воздействиям. Психологическое воздействие – это влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не "наведенными" извне и признавал себя ответственным за них. Манипуляция очень распространённое явление, практически любой человек - в той или иной степени - «манипулятор», так как постоянно занят тем, что манипулирует окружающими.
Целью данной работы является изучение особенностей манипулятивного общения.
Работа разделена на две главы. В первой главе рассмотрены определение понятия «манипуляция», отличительные черты и причины манипуляций. Во второй главе – составляющие, приемы и тактики манипуляционного воздействия.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЧИНЫ
1.1. Определение понятия «манипуляция»
Само слово "манипуляция" имеет корнем латинское слово manus – рука (maniрulus – пригоршня, горсть, от manus и рle – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т. д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка.
Е. Л. Доценко дает следующее определение: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипуляция – это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им. В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция – это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением».
Манипулирование – частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, положительными или отрицательными, благовидными или неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве или помогающий своей жертве. Влияние (в психологии) – процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
1.2. Отличительные черты манипуляций.
Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта манипуляций.
В зависимости от отношение к адресату как к объекту или субъекту и степени его активности выделяются три основных стратегии воздействия: императивная (пассивный объект), манипулятивная и развивающая (субъект-субъектный подход). Причем при манипулятивной стратегии активность адресата воздействия рассматривается лишь как фактор, который требует специфических методов влияния для достижения изменений в его психике и модификации поведения в желаемых для манипулятора направлениях в соответствии с его целями, интересами и потребностями.
Таким образом, в качестве основных структурных элементов схемы описания рассматриваемого процесса выступает с одной стороны – сам манипулятор, субъект манипуляции или актор воздействия, а с другой человек, на которого оно направлено – объект манипуляции или адресат воздействия.
Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует других лиц для достижения своих целей (например, применение метода "привлечение третьих сил").
То есть, процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающий "одноактный" период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия, или структурно достаточно сложным, то есть включать комплекс (систему) разнообразных приемов манипулятивного воздействия, действие которых направлено на различные психологические структуры личности и задействующие различные психологические механизмы с поэтапной реализацией в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция имеет свою временную, пространственную и социальную структуры.
Следующей отличительной особенностью манипулятивного воздействия является его тайный, скрытый для адресата характер. В связи с чем выделяются два уровня воздействия: явный и скрытый.
Явный уровень выступает как маскировка, как прикрытие манипулятивного воздействия. Он выполняет функцию "легенды" или "мифа", - как отмечает Е. Л. Доценко, – маскирующего истинные намерения актора". Причем может скрываться как сам факт, так и цели скрытого уровня воздействия. Но показательно то, что "этот уровень, однако, скрыт от адресата лишь психологически. Феноменально же он встроен в сюжет "легенды" как набор элементов, которые могут выглядеть или как ее часть (если манипуляция достаточно искусна), или же как случайные включения, на которые обычно не обращают внимания. Эти элементы функционально являются "приманкой", на которую, как надеется манипулятор, должен "клюнуть" адресат".
1.3. Причины манипуляций
-
Ф. Перлз считает, что основная причина манипуляции лежит в конфликте человека с самим собой. Это связано с тем, что индивид имеет две опоры: собственную, и ту, которая лежит в основе внешней среды. -
Вторую причину выдвигает Э. Фромм. Согласно его мнению, адекватные отношения между людьми строятся на любви. Фундаментальным являет то, что один человек, знает и принимает другого полностью. Но соль в том, что многие и себя то не знают, и следовательно, — не любят. -
Третью причину высказывают экзистенциалисты. С их точки зрения, человек в любую минуту может столкнуться с чем-то рискованным и непредсказуемым. И когда он начинает пасовать перед таким положением дел, то сам себя делает пассивным и беспомощным. -
Э. Берн, Д. Хейли и В. Глассер предлагают четвертую причину. С их точки зрения, манипулятор избегает тесных межличностных контактов. Это связано с замаскированной неполноценностью, на базе которой развивается социофобия. -
А. Эллис выдвигает пятую причину. С его точки зрения в основе манипуляции лежит псевдофилософия. Ключевая мысль заключается в том, что человеку жизненно необходимо получать у всех окружающих одобрение.
2.СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ПРИЕМЫ И ТАКТИКИ МАНИПУЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.1. Составляющие манипулятивного воздействия
Доценко, обнаружив частый повтор составляющих манипулятивного воздействия, даёт перечень нескольких групп: «1) оперирование информацией, 2) сокрытие манипулятивного воздействия, 3) степень и средства принуждения, применения силы, 4) мишени воздействия и 5) тема роботообразности, машиноподобия адресата воздействия».
-
Оперирование информацией.
Искажение информации – явная ложь, частичных деформация, подтасовка фактов, смещение по семантическому полю понятия.
Утаивание информации - проявляется в умолчании, сокрытии определенных тем, используется метод частичного освещения, избирательная подача материала.
Способ подачи информации – информация подаётся мелкими порциями, что не позволяет ею воспользоваться эффективно. Предоставление информации в сыром и/или несистематизированном виде.
Момент подачи информации – показ в наиболее (наименее) удобное для слушателей время. В зависимости от того, в каком порядке ставятся на голосование вопросы, пункты повестки дня собрания, итоговый исход голосования, обсуждения будет разным в силу влияния результатов предыдущего обсуждения вопроса.
Подпороговая подача информации. Используется в технике подпороговых подрисовок в печатной рекламной продукции. Смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала.
-
Сокрытие манипулятивного воздействия.
Наиболее тщательно в манипулятивном воздействии скрывается факт намерения. Цели манипулятора скрыты от мишени. Для достижения цели часто используются ритуалы, процедуры, регламенты, инструкции.
Скрытие наиболее часто используется в фильмах, музыке, изображениях. Не во всех случаях манипулятор скрывает свои цели и намерения.
-
Степень и средства принуждения, применения силы.
Применения силы (власти), речь идет о силе властных политических структур или средств массовой информации, принудительность силового давления, способы скрытого или явного принуждения, предпосылки силового давления.
В межличностном воздействии, в рамках официальных социальных структур, проявление сильной или слабой позиций. Позиция строгого начальника, практикующего тотальный контроль, часто прибегающего к явному использованию своей силы (перевес по должности) расценивается как слабая позиция. У подчиненных: открытая конфронтация со стороны подчиненного по отношению к руководителю в большей степени означает его слабость.
-
Мишени воздействия.
Мишени психологического воздействия – это психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия, которые, при этом влиянии, изменяются в направлении, соответствующем цели воздействия, не зависимо имел ли инициатор такое намерение или нет.
Воздействие строится в расчете на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Такими могут быть: секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас (него), неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т. п. Манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности, гордость, стремление к удовольствию, комфорту, желание иметь семейный уют, продвижение по службе, известность
-
Роботообразность, машиноподобие адресата воздействия.
Люди – объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» - средств массовой информации. На социально-ролевом уровне обсуждается зависимость подчиненных от давления организации, превращение служащих в «слуг». На межличностном уровне это запрограммированные действия в ответ на те или иные влияния со стороны партнеров по общению.