Файл: Обществознание Анализ выполнения впр по обществознанию (6 класс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обществознание


Анализ выполнения ВПР по обществознанию (6 класс)



Назначение ВПР по обществознанию – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 6 класса.

На выполнение проверочной работы было отведено 45 минут. Работу по обществознанию выполняли 222 обучающихся 6 классов.

Работа состоит из 8 заданий, из которых 2 задания предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр; 6 заданий – развернутый ответ. Задания в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика (работника), члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.

Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 23. В Канском районе максимальное количество баллов, набранное учащимися составило 22 (1 ученик МБОУ «Красномаяковская СОШ»).





Кол-во уч.

%

Понизили ( Отм.< Отм.по журналу)

103

46

Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)

105

47

Повысили (Отм.> Отм.по журналу)

14

6

Всего*:

222

100


Анализ гистограммы соответствия аттестационных и текущих отметок показывает, что 47% участников ВПР по обществознанию в 6 классе подтвердили свои отметки (105 человек). Повысили свои показатели 14 школьников (6%). 46% участников (103 человек) понизили их. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточно объективной оценке успеваемости обучающихся района (о тенденции к завышению), т.к. лишь 47% участников смогли подтвердить свои текущие отметки.

Анализ полученных результатов ВПР по обществознанию позволяет отметить задания, которые вызвали наибольшие трудности, и задания, которые обучающиеся 6-х классов выполнили более успешно.

Задание 1 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты. Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности (учеба, игра, труд, общение) с опорой на личный социальный опыт обучающихся. С этими заданиями справились 76% (задание 1.1) и 52% (задание 1.2) участников ВПР.


Задание 2 предполагает выбор и запись нескольких правильных вариантов ответов из предложенного перечня ответов. Оно проверяет умение определять понятия. С заданием 2 справились 62% учеников.

Задание 3 построено на основе графического представления статистической информации. Оно нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (диаграммах) и состоит из трех частей. В первой и второй частях обучающимся необходимо проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. С первой частью и второй частями справились 75% и 58% соответственно. В третьей части нужно дать собственный ответ на поставленный вопрос в ходе социологического исследования. С этой частью справились 82% учеников.

Задание 4 предполагает установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оно проверяет умение обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно выбирать основания и критерии для квалификации. С заданием справились 65% учеников.

Задание 5 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и др. Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. С данными заданиями справились: 75% (задание 5.1), 55% (задание 5.2), 76% (задание 5.3).

Задание 6 требует анализа представленной информации. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся. Ответить на вопрос смогли 30% учеников, а объяснить свой ответ лишь 17%. Вопрос в варианте №9 оказался для ребят сложнее (определить взаимосвязь экономической и социальной сфер жизни). Показатели выполнения этого задания по району значительно ниже регионального и общероссийского показателей.

Задание 7 предполагает анализ визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен осуществить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (фотоизображение) и выполнить задания, связанные с соответствующей фотографией. С заданием 7 справились 73% учащихся.



Задания 2-7 являются одинаковыми по уровню сложности и позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Задание 8 направлено на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием шести предложенных понятий. С первой частью задания (составить информационное сообщение о стране/регионе проживания) справились 51% учеников, при этом 30% учеников выполнили условие задания и в своем сообщении использовали понятия и термины, указанные в задании. 32% учеников составили связный рассказ с учетом всех требований задания. Данное задание вызвало затруднение у учащихся.




Блоки ПООП ООО

Макс
балл




Средний % выполнения







выпускник научится /

получит возможность научиться

или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

По району

По региону

По России



















222 уч.

26629 уч.

1284448 уч.




1(1)

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

1

76

80

84




1(2)

В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов

3

52

56

66




2

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

1

62

63

65




3(1)

Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

2

75

70

75




3(2)

Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

1

58

63

75




3(3)

Находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (диаграмм), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом

1

82

86

87




4

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы

1

65

77

75




5(1)

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

1

75

80

78




5(2)

развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

1

55

66

59




5(3)

Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни

1

76

80

73




6(1)

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

1

30

36

42




6(2)

Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества

1

17

23

25




7(1)

Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

2

73

76

71




7(2)

Находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом

1

73

79

70




8(1)

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

1

51

52

67




8(2)

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

3

30

26

38




8(3)

Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны; раскрывать достижения российского народа; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства

1

32

33

47





Таким образом, затруднения у обучающихся вызывают задания, требующие определения и доказательства собственного мнения и позиции (6.1 и 6.2), а также задания, направленные на проверку умений строить и аргументировать собственные речевые высказывания, используя заданные ориентиры (8.2 и 8.3).





Отметка

Вариант

2

3

4

5

Кол-во уч.

9

11

60

34

6

111

10

15

47

37

12

111

Комплект

26

107

71

18

222
В целом по Канскому району школьники выполнили ВПР по обществознанию в 6 классе следующим образом: отметку «2» получили 11% от общего количества писавших работу шестиклассников (26 человек); отметку «5» получили 8% (18 человек); 48% обучающихся получили «3» (107 человек) и «4» - 32% (71 человек).



Наиболее успешно с ВПР справились учащиеся МБОУ «Бошняковская ООШ», МБОУ «Степняковская СОШ», МБОУ «Рудянская СОШ», МБОУ «Филимоновская СОШ», МБОУ «Арефьевская ООШ», МБОУ «Браженская СОШ».

Педагогам МБОУ «Анцирская СОШ», МБОУ «Большеуринская СОШ», МБОУ «Таеженская СОШ» необходимо уделить больше внимания при изучении отдельных тем по курсу «Обществознание».

Результаты выполнения работы по обществознанию по ОО приведены в таблице ниже.


ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %







2

3

4

5

Канский муниципальный район

222

11.7

48.2

32

8.1

(sch246093) МБОУ Бошняковская ООШ

3

0

0

66.7

33.3

(sch243413) МБОУ Анцирская СОШ

14

21.4

57.1

21.4

0

(sch243414) МБОУ Красномаяковская СОШ

13

15.4

38.5

38.5

7.7

(sch243415) МБОУ Чечеульская СОШ

30

10

60

26.7

3.3

(sch243416) МБОУ "В-Амонашенская СОШ"

10

0

50

40

10

(sch243417) МБОУ Степняковская СОШ

5

0

40

60

0

(sch243418) МБОУ Большеуринская СОШ

7

28.6

42.9

28.6

0

(sch243419) МБОУ Георгиевская СОШ

12

8.3

75

16.7

0

(sch243420) МБОУ Сотниковская СОШ

12

8.3

58.3

16.7

16.7

(sch243421) МБОУ Астафьевская СОШ

11

18.2

63.6

18.2

0

(sch243422) МБОУ Рудянская СОШ

9

11.1

22.2

44.4

22.2

(sch243423) МБОУ Мокрушинская СОШ

17

17.6

58.8

11.8

11.8

(sch243424) МБОУ Таеженская СОШ

8

25

37.5

37.5

0

(sch243425) МБОУ Филимоновская СОШ

36

5.6

44.4

36.1

13.9

(sch246094) МБОУ Арефьевская ООШ

2

0

0

100

0

(sch246095) МБОУ Краснокурышинская ООШ

4

0

50

50

0

(sch246096) МБОУ Тайнинская ООШ

1

0

100

0

0

(sch243426) МБОУ Браженская СОШ

28

14.3

32.1

42.9

10.7




Успеваемость обучающихся 6 классов по обществознанию в Канском районе составила 88%; а качество – 40%. Средний процент выполнения большинства заданий – выше 70%.

Можно считать достаточным усвоение шестиклассниками района следующих умений и знаний:

– содержание следующих тем: Биологическое и социальное в человеке, Основные возрастные периоды жизни человека, Потребности и способности человека, Понятие деятельности, виды деятельности, Человек в малой группе (Сверстники и друзья), Межличностные отношения, Семья и семейные отношения, Права и обязанности, Взаимосвязь природы и общества, Экономика – основа жизни общества, Социальные группы.

– умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

– знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов.

На недостаточном уровне шестиклассники усвоили:

– содержание тем: Политическая сфера общества, Современное Российское государство, Место России среди других государств, Культура, Духовные ценности;

– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Педагогам необходимо проанализировать совместно с обучающимися выполнение предложенных вариантов ВПР по обществознанию; выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении данной работы, сделать работу над ошибками. В течение учебного года школьников необходимо знакомить с КИМ ВПР, выполнять тренировочные работы.

Больше внимания при обучении шестиклассников необходимо уделять совершенствованию навыков смыслового чтения, умению работать с разными видами информации, в том числе с визуальными источниками, умению строить речевые высказывания.