Файл: Задание 1 1 вопрос.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

1 вопрос

  • 1 вопрос
  • Первые сообщения о досуге мы находим в высказываниях древнегреческих мыслителей - Платона, Аристотеля, Эпикура и др. Платон в своем основном труде «Государство», пожалуй, первым обосновал социальную значимость досуга, но досуг он рассматривал как функцию государства. Более прогрессивные идеи о происхождении досуга принадлежат Аристотелю. По его мнению, досуг представляет собой деятельность по созерцанию искусства, прославления жизни, основывается не на идеи свободного воспитаниясвободнорожденных граждан, сущность свободы проявляется в первую очередь
в том, что досуг позволяет раскрыть творческие потенции личности. у Аристотеля свободное время - это «высокий досуг», ибо в нем проявляется самоценность гражданина, на досуге он ориентируется только на свои потребности и интересы. Эпикур характеризовал досуг как явление духовной жизни человека, средство самоустранения от тревог и опасности, общественных и государственных дел, условие телесных и духовных наслаждений. Крупнейшие мыслители гуманисты Эпохи Возрождения (Ф. Аквинский ,Э. Роттердамский, Ф. Рабле), а также социалисты утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) выступали против ориентации на гедонистическую функцию досуга и подчеркивали его важную роль в полноценном развитии личности - физическом и духовном. В период Великой Французской революции были отменены религиозные праздники, веселья, развлечения. Формируется новый тип человека - он становится все более самостоятельным и свободным, он осознает себя иначе, чем человек античный и средневековый.
  • в том, что досуг позволяет раскрыть творческие потенции личности. у Аристотеля свободное время - это «высокий досуг», ибо в нем проявляется самоценность гражданина, на досуге он ориентируется только на свои потребности и интересы. Эпикур характеризовал досуг как явление духовной жизни человека, средство самоустранения от тревог и опасности, общественных и государственных дел, условие телесных и духовных наслаждений. Крупнейшие мыслители гуманисты Эпохи Возрождения (Ф. Аквинский ,Э. Роттердамский, Ф. Рабле), а также социалисты утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) выступали против ориентации на гедонистическую функцию досуга и подчеркивали его важную роль в полноценном развитии личности - физическом и духовном. В период Великой Французской революции были отменены религиозные праздники, веселья, развлечения. Формируется новый тип человека - он становится все более самостоятельным и свободным, он осознает себя иначе, чем человек античный и средневековый.

  • При этом доминирующей потребностью человека становится не только отдых, развлечение, восстановление сил, истраченных в профессиональном труде, но и удовлетворение потребности в саморазвитии, самосовершенствовании,освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры. На ранних этапах общественной жизни использовались различные термины для обозначения досуга, различным было и его понятийное наполнение.

2 ВОПРОС 

•Этот анализ невозможен без психологических и социологических подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивидуальной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекреации и досуга помогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных социальных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе.

•Особое место в изучении досуга занимает цикл дисциплин, связанных с оздоровлением и рекреацией: рекреационная медицина, социология рекреации, валеология, дисциплины оздоровительно-спортивного цикла и др.

•Анализ организации свободного времени и досуга невозможен так- же без учета экономических, управленческих, политических и правовых аспектов. В этом направлении особенно велика роль экономического анализа, политологического, правоведческого, управленческого под- ходов. В рамках цикла политологических, правоведческих и управленческих дисциплин изучаются особенности регулирования досуга в про-странстве государственно-правовых и властных отношений. Кроме этого, экономический анализ позволяет изучить досуговый сегмент бизнеса и сервисной экономики, в которую включены культурно-досуговые услуги. Свой вклад в изучение досуга и свободного времени вносят прикладные экономические и управленческие дисциплины — сервисология, туристика, менеджмент социокультурной сферы, санаторно-курортного дела и др. Знания о маркетинге, рекламе, страховом деле также могут быть использованы в соответствующих подходах к исследованиям досуговой деятельности.


3 вопрос

  • 3 вопрос
  • Под содержанием досуга подразумеваются:
  • непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид до­суга и тем самым удовлетворяющий свои потребности
  • осмысление человеком воспринимаемой информации, худо­жественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания
  • оценки человеком качества отдыха и услуг
  • Основные виды досуговой деятельности: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей (театры, музеи), занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга (игровые автоматы). Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям.

4 ВОПРОС 

•Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социо- лог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга — мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугубляет процесс его обезличивания» . 

•Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

5 вопрос

  • 5 вопрос
  • Субъекты культурно-досуговой деятельности.Важнейшими ком­понентами этой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

6 вопрос

  • 6 вопрос
  • Культурно - творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризу­ется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техниче­ское творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования. 
  • Культурно - потребительский тип. При всем разнообразии входящихв него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценно­стей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).
  • Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлече­ний: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.

7 вопрос

  • 7 вопрос
  • Рассмотрим структуру культурно-досуговой деятельности с пози­ции наличия в ней следующих компонентов:
  • ♦ субъектов деятельности;
  • ♦ задействованных культурно-исторических, художественных, ду­ховных ценностей, а также товаров культурного назначения;
  • ♦ природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;
  • ♦ материально-технических средств, сопутствующих бытовых то­варов и вещественных ресурсов.
  • Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека.

8 вопрос

  • 8 вопрос
  • Досуговые центры, турфирмы, учреждения муниципальной собственности, художественные мастерские, фабрики народных промыслов, музеи, картины, материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, приспособления, товары и вещественные ре­сурсы повседневного спроса, сопровождающие культурно-досуговую активность.