ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
1 вопрос
- 1 вопрос
- Первые сообщения о досуге мы находим в высказываниях древнегреческих мыслителей - Платона, Аристотеля, Эпикура и др. Платон в своем основном труде «Государство», пожалуй, первым обосновал социальную значимость досуга, но досуг он рассматривал как функцию государства. Более прогрессивные идеи о происхождении досуга принадлежат Аристотелю. По его мнению, досуг представляет собой деятельность по созерцанию искусства, прославления жизни, основывается не на идеи свободного воспитаниясвободнорожденных граждан, сущность свободы проявляется в первую очередь
- в том, что досуг позволяет раскрыть творческие потенции личности. у Аристотеля свободное время - это «высокий досуг», ибо в нем проявляется самоценность гражданина, на досуге он ориентируется только на свои потребности и интересы. Эпикур характеризовал досуг как явление духовной жизни человека, средство самоустранения от тревог и опасности, общественных и государственных дел, условие телесных и духовных наслаждений. Крупнейшие мыслители гуманисты Эпохи Возрождения (Ф. Аквинский ,Э. Роттердамский, Ф. Рабле), а также социалисты утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) выступали против ориентации на гедонистическую функцию досуга и подчеркивали его важную роль в полноценном развитии личности - физическом и духовном. В период Великой Французской революции были отменены религиозные праздники, веселья, развлечения. Формируется новый тип человека - он становится все более самостоятельным и свободным, он осознает себя иначе, чем человек античный и средневековый.
- При этом доминирующей потребностью человека становится не только отдых, развлечение, восстановление сил, истраченных в профессиональном труде, но и удовлетворение потребности в саморазвитии, самосовершенствовании,освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры. На ранних этапах общественной жизни использовались различные термины для обозначения досуга, различным было и его понятийное наполнение.
2 ВОПРОС
•Этот анализ невозможен без психологических и социологических подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивидуальной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекреации и досуга помогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных социальных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе.
•Особое место в изучении досуга занимает цикл дисциплин, связанных с оздоровлением и рекреацией: рекреационная медицина, социология рекреации, валеология, дисциплины оздоровительно-спортивного цикла и др.
•Анализ организации свободного времени и досуга невозможен так- же без учета экономических, управленческих, политических и правовых аспектов. В этом направлении особенно велика роль экономического анализа, политологического, правоведческого, управленческого под- ходов. В рамках цикла политологических, правоведческих и управленческих дисциплин изучаются особенности регулирования досуга в про-странстве государственно-правовых и властных отношений. Кроме этого, экономический анализ позволяет изучить досуговый сегмент бизнеса и сервисной экономики, в которую включены культурно-досуговые услуги. Свой вклад в изучение досуга и свободного времени вносят прикладные экономические и управленческие дисциплины — сервисология, туристика, менеджмент социокультурной сферы, санаторно-курортного дела и др. Знания о маркетинге, рекламе, страховом деле также могут быть использованы в соответствующих подходах к исследованиям досуговой деятельности.
3 вопрос
- 3 вопрос
- Под содержанием досуга подразумеваются:
- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуга и тем самым удовлетворяющий свои потребности
- осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания
- оценки человеком качества отдыха и услуг
- Основные виды досуговой деятельности: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей (театры, музеи), занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга (игровые автоматы). Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям.
4 ВОПРОС
•Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социо- лог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга — мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугубляет процесс его обезличивания» .
•Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.
5 вопрос
- 5 вопрос
- Субъекты культурно-досуговой деятельности.Важнейшими компонентами этой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
6 вопрос
- 6 вопрос
- Культурно - творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.
- Культурно - потребительский тип. При всем разнообразии входящихв него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).
- Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.
7 вопрос
- 7 вопрос
- Рассмотрим структуру культурно-досуговой деятельности с позиции наличия в ней следующих компонентов:
- ♦ субъектов деятельности;
- ♦ задействованных культурно-исторических, художественных, духовных ценностей, а также товаров культурного назначения;
- ♦ природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;
- ♦ материально-технических средств, сопутствующих бытовых товаров и вещественных ресурсов.
- Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека.
8 вопрос
- 8 вопрос
- Досуговые центры, турфирмы, учреждения муниципальной собственности, художественные мастерские, фабрики народных промыслов, музеи, картины, материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, приспособления, товары и вещественные ресурсы повседневного спроса, сопровождающие культурно-досуговую активность.