ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нижнеудинск»
2022
проект
по обществознанию
на тему:
«Массовая культура»
Выполнила: ученица 9 «Б» класса
Хохлова Анастасия
Руководитель проекта:
Черняева Диана Викторовна
Оглавление
-
Введение…………………………………………………………………………………………………2 -
Массовая культура 3
-
Термина «Массовая культура» 3 -
Основные уровни массовой культуры 4 -
Влияние массовой культуры 5 -
Сферы проявления массовой культуры 6
-
Исследование 7 -
Анкетирование 7 -
Заключение 9 -
Список литературы 10
Введение
ЦЕЛЬ: формирование представления о массовой культуре, как неотъемлемой части жизни современного общества и определение её влияния на другие культуры.
ЗАДАЧИ:
-
Познакомиться с термином массовая культура -
Узнать, по каким признакам классифицируется массовая культура -
Определить, какое влияние массовая культура оказывает на другие виды культуры -
Определить, какое влияние оказывает массовая культура на своих потребителей -
Выяснить какую роль играет СМИ в массовой культуре -
Провести опрос учащихся -
Сделать умозаключение
В наши дни нас окружает множество разных и одновременно уникальных культур. Что же мы понимает под термином культура? Если рассматривать этот термин в широком смысле, то культура — это результат преобразовательной деятельности человека. Но чаще всего этот термин используют в узком смысле - искусство.
Все мы являемся носителями национальной культуры (русской, корейской, английской) или духовной культуры (придерживаясь определенных норм морали и ориентируясь на конкретные идеалы). Все это разнообразие культурного мира можно объяснить через виды культуры. В обществознании культуру
принято разделять на:
Элитарную | Массовую | Народную |
Ориентировано на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как элита | Рассчитана на самый широкий круг зрителей, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания | Воплощает в себе традиции |
Мы живем в век массовой культуры, поскольку она окружает нас повсюду. Она проявляется в художественных фильмах, в телевизионных передачах, в публикуемых заметках, в картинах и во многом другом, что привычно и доступно для многих людей.
Термин «Массовая культура»
Что же такое массовая культура? Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.).
Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.Массовая культура – результат становления индустриального общества. Она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.
Факторами появления массовой культуры являются :
-
массовизация труда, отдыха; -
улучшение статуса рабочего класса; -
увеличение границ действия демократических институтов; -
развитие общей грамотности; -
включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.
Признаки массовой культуры
-
Доступность для всех людей
Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия. Ее содержание имеет повседневный характер назначения. Она обусловлена ежедневными событиями, потребностями и стремлениями основной массы людей. Массовая культура противопоставляется элитарной.
Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
-
Интерес со стороны потребителя
Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Таким образом, массовая культура отвечает запросам и потребностям общества.
-
Наличие целых серий, большого тиража
Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой.
-
Пассивность восприятия
Массовая культура не требует от потребителя больших моральных затрат, особого труда. Она облегчает восприятие благодаря легкости сюжетов, ярким изображениям.
Например, при просмотре фильма не нужно воображать, домысливать сюжет, представлять героев, как при чтении книги.
-
Коммерческие цели
Особенность массовой культуры в том, что произведения в ней создаются профессионалами, которые хотят их продавать и извлекать из этого выгоду. Для того чтобы товар покупали как можно больше людей, они ориентируются на простые и понятные для большинства вещи.
Причины популярности массовой культуры
-
универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии -
наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. -
поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей. -
пассивности сознания, отсутствие желания принимать активное духовное, умственное участие в процессах социального характера (вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры).
Известный английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры выделяет как эстетического явления, отмечает и такие причины её популярности как: узнаваемость и доступность.
Основные уровни массовой культуры
В современной культурологии выделяют три основные уровня массовой культуры:
-
Кич-культура -
Мид-культура -
Арт-культура
КИЧ-КУЛЬТУРА, ИЛИ НИЗШАЯ КУЛЬТУРА
Один из признаков: низкопробность, доходящая до вульгарности. По мнению некоторых исследователей, слово “кич” произошло от немецкого слова КИЗОН, в переводе означавшее “халтура”. Это не только примитивизация, отход от этических, эстетических и других ценностей. Кич-культура предлагает продукт, не требующий ни размышлений, ни исканий.
Главное в киче - это зрелищность, привлекающая не слишком образованного обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.
МИД-КУЛЬТУРА
Это культура “средней руки”, иногда её ещё называют посредственной культурой. Она не приносит особого вреда человеку, но и не зовёт “в даль светлую”
АРТ-КУЛЬТУРА
Приближающаяся к высокой культуре, не лишённая художественного содержания, эстетического вкуса. Этот уровень рассчитан на людей с достаточно высоким образованием.
Влияние массовой культуры
СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Газеты и журналы, радио и телевидение, кино и Интернет - это те каналы, посредством которых мы и приобщаемся к плодам массовой культуры.
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДРУГИЕ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.
Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной
Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).
Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры.
Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.
Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА СВОИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
-
позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях; -
произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов; -
соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
-
снижение общего уровня духовной общественной культуры; -
стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты; -
пассивное потребление; -
формирование стереотипов в сознании человека; -
создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ; -
навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.
ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВ
Педагоги и психологи отмечают, что под воздействием массовой культуры у современного подростка формируются следующие негативные личностные качества:
-
невзыскательный художественный вкус; -
легкость восприятия жизненных проблем или наоборот «уход в себя»; -
жажда развлечений и пустого времяпрепровождения; -
предрасположенность к допингам; -
немотивированная агрессия.
СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
-
индустрия "субкультуры детства", направленная на формирование стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; -
массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, отбор которых происходит в соответствии с типовыми программами; воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей; -
средства массовой информации, ставящие целью под предлогом информирования населения, объективной интерпретации текущих событий формирование необходимого "заказчику" общественного мнения; -
система национальной или государственной идеологии и пропаганды, манипулирующая сознанием граждан в интересах правящих элит и формирующая массовые политические движения; -
индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни -
индустрия физического имиджа – массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и т.п.; -
индустрия досуга – массовая художественная культура (приключенческая, детективная и бульварная литература, аналогичные жанры кино, оперетта, поп-музыка, шоу-индустрия, цирк, туризм и т.п.), с помощью которой достигается эффект психологической релаксации человека.