ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 698
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.Ф. Лапшин, М.В. Орлов
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
ВАГОНОВ
Екатеринбург
2006
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра « Вагоны»
В.Ф. Лапшин, М.В. Орлов
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАГОНОВ
Учебное пособие для студентов специальности 190302 «Вагоны»
Екатеринбург
2006
УДК 629.45/46:656.0718 066
Лапшин В.Ф., Орлов М.В. Основы технического обслуживания вагонов:
Учебное пособие. - Екатеринбург: УрГУПС, 2006. - 375 с.
В пособии изложены теоретические основы и способы организации про- изводства технического обслуживания вагонов с учетом изменений в структуре и функциях системы технического обслуживания вагонов, которые связаны с реформированием железнодорожного транспорта, проводимых в ОАО «РЖД».
Пособие предназначено для студентов вузов ж-д. транспорта может быть полезно для инженерно-технических работников железных дорог.
Ил. 78, табл. 17, библиограф. назв. 37.
Авторы: В.Ф. Лапшин, зав. кафедрой «Вагоны», д-р техн. наук, доцент.
М.В. Орлов, профессор кафедры «Вагоны», канд. техн. наук.
Рецензенты: А.А. Соломенников – главный инженер службы вагонного хозяйства Свердловской ж.д.;
В.Б. Свердлов – заведующий лабораторией ремонта и эксплуатации вагонов, канд.техн. наук УО ВНИИЖТ;
А.Э. Павлюков – д-р техн. наук, профессор УрГУПС
ISBN 5- 94614-025-6
© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2006
© В. Лапшин, М. Орлов, 2006
3
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
Часть 1. Теоретические основы технического обслуживания
вагонов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 1. Задачи вагонного хозяйства в процессе эксплуатации вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13 1.1. Основные понятия и определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.2. Характеристика вагонного парка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.3. Задачи эксплуатационных подразделений вагонного хозяйства, их структура и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20 1.4. Правила эксплуатации вагонов – собственности предприятий и организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Глава 2. Требования к системе технического обслуживания вагонов. . . . .
30 2.1. Особенности эксплуатации грузовых вагонов в условиях организации их ремонта по выполненному пробегу . . . . . . . . . . . . . . . .
30 2.2. Схемы участков обслуживания вагонов и гарантийных участков. . . . .
34 2.3. Показатели использования вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37 2.4. Связь показателей надежности вагонов с системой их технического обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46 2.5. Виды и периодичность технического обслуживания вагонов . . . . . . . .
55
Глава 3. Оценка технического состояния вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59 3.1. Виды технического состояния и способы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . 59 3.2. Классификация неисправностей вагонов и причины их образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
63 3.3. Признаки, используемые для оценки технического состояния вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
68
Глава 4. Обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
72 4.1. Проблемы обеспечения безопасности движения в вагонном хозяйстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
72 4.2. Классификация нарушений безопасности движения . . . . . . . . . . . . . . . 75 4.3. Теоретический анализ причин нарушения безопасности движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
77 4.4. Система обеспечения безопасности движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 4.5. Организация ликвидации последствий нарушений безопасности движения, аварийных и нестандартных ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . .
93
Глава 5. Показатели надежности вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
96 5.1. Особенности оценки показателей надежности вагонов . . . . . . . . . . . . .
96 5.2. Математические методы оценки показателей надежности . . . . . . . . . . 106 5.3. Способы улучшения показателей надежности вагонов . . . . . . . . . . . . . 119
Глава 6. Формирование и совершенствование системы технического обслуживания вагонов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
124
4 6.1. Обоснование периодичности технического обслуживания вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
124 6.2. Требования к подразделениям для технического обслуживания вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
127 6.3. Мероприятия по улучшению показателей безотказности вагонов на гарантийных участках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
129 6.4. Определение параметров пунктов технического обслуживания вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
133 6.5. Требования к подразделениям текущего отцепочного ремонта вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
149
Часть 2. Информатизация, информационные технологии,
автоматизированные системы управления,
диагностические системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
153
Глава 7. Информационные технологии управления вагонным хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
153 7.1. Информационные технологии – основные понятия, назначение и перспективы развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
153 7.2. Информационная модель управления вагонным хозяйством . . . . . . . . 155 7.3. Программно-техническое обеспечение информационно- управляющих систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
158 7.4. Автоматизированная система управления вагонным парком
«ДИСПАРК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
163 7.5. Информационная технология ремонта вагонов по выполненному пробегу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
172
Глава 8. Автоматизированные системы управления и учета . . . . . . . . . . . . 177 8.1. Автоматизированная система управления вагонным хозяйством . . . . . 177 8.2. Автоматизированная система управления техническим обслуживанием вагонов на сортировочных станциях . . . . . . . . . . . . . .
181 8.3. Автоматизированная система контроля подвижного состава . . . . . . . . 186 8.4. Многоуровневая автоматизированная система управления и контроля безопасности движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
191
Глава 9. Использование технических средств диагностирования . . . . . . . . 196 9.1. Проблемы автоматизации контроля технического состояния вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
196 9.2. Техническая диагностика. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 9.3. Средства автоматического контроля технического состояния вагонов на ходу поезда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
206 9.4. Автоматизированная система контроля подвижного состава . . . . . . . . 214 9.5. Технические средства диагностирования вагонов на пунктах технического обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
218
Часть 3. Организация технического обслуживания вагонов . . . . . . . . . 226
Глава 10. Подготовка грузовых вагонов к перевозкам . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 10.1. Назначение, классификация и размещение пунктов подготовки вагонов к перевозкам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
226
5 10.2. Пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ . . . . . . . . 230 10.3. Пункты подготовки к перевозкам крытых и изотермических вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
239 10.4. Промывочно-пропарочные предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Глава 11. Техническое обслуживание грузовых вагонов в поездах . . . . . . . 257 11.1. Назначение, классификация, размещение, перспективы развития подразделений вагонного хозяйства по техническому обслуживанию вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
257 11.2. Организация работы пунктов технического обслуживания вагонов . . 264 11.3. Организация работы пунктов опробования тормозов, пунктов технической передачи вагонов, контрольных постов, пунктов технического обслуживания межгосударственных передаточных станций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
275 11.4. Техническое обслуживание контейнеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 11.5. Организация текущего отцепочного ремонта вагонов . . . . . . . . . . . . . 281 11.6. Мероприятия по обеспечению безопасности движения и сохранности вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
285
Глава 12. Техническое обслуживание и экипировка пассажирских вагонов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
291 12.1. Особенности эксплуатации и технического обслуживания пассажирских вагонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
291 12.2. Виды и технология технического обслуживания, текущего ремонта, экипировки и специальной обработки пассажирских вагонов . . . . . .
293 12.3. Пассажирские технические станции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 12.4. Ремонтно-экипировочные устройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 12.5. Технологический процесс подготовки пассажирских составов в рейс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
310 12.6. Пункты технического обслуживания пассажирских вагонов, базы технического обслуживания резервных вагонов, пункты перестановки вагонов на колею другой ширины . . . . . . . . . . . . . . . . .
313 12.7. Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
317 12.8. Организация работы поездных бригад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Глава 13. Особенности технического обслуживания автотормозов, автосцепного устройства, букс и колесных пар . . . . . . . . . . . . . .
323 13.1. Организация технического обслуживания тормозов . . . . . . . . . . . . . . 323 13.2. Контрольные пункты автотормозов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 13.3. Компрессорные станции и станционные воздухопроводные сети . . . 331 13.4. Организация технического обслуживания автосцепного устройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
338 13.5. Организация технического обслуживания букс . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342 13.6.Техническое обслуживание колесных пар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
Глава 14. Специальные виды технического обслуживания вагонов . . . . . . 349 14.1. Техническое обслуживание вагонов для перевозки опасных грузов . 349
6 14.2. Особенности технического обслуживания вагонов промышленного железнодорожного транспорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
358
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Перечень аббревиатур и обозначений, использованных в тексте . . . . . . . . . 368
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Перечень форм основных учетных и отчетных документов в вагонном хозяйстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
372
7
Предисловие
Техническое обслуживание вагонов является одной из основных задач вагонного хозяйства железных дорог по обеспечению перевозочного процес- са пассажиров и грузов.
С 2005 г. техническое обслуживание грузовых вагонов осуществляют эксплуатационные депо.
В 1985 г. депо для ремонта пассажирских вагонов, включая подразде- ления по их техническому обслуживанию, выделены из вагонного хозяйства и переданы в хозяйство пассажирских сообщений. Позднее организованы ди- рекции обслуживания пассажиров (ДОП) – дорожные и их филиалы на отде- лениях дорог, а также произошло разделение на дирекции обслуживания пас- сажиров в поездах дальнего следования и в пригородных поездах.
Поэтому техническое обслуживание пассажирских вагонов осуществ- ляют депо по ремонту пассажирских вагонов и дирекции обслуживания пас- сажиров. На некоторых малодеятельных направлениях железных дорог тех- ническое обслуживание и текущий ремонт пассажирских вагонов выполняют линейные подразделения вагонного хозяйства.
Основными задачами подразделений по техническому обслуживанию вагонов являются: подготовка вагонов под посадку пассажиров и погрузку грузов, обеспечение безаварийной работы вагонов в пути следования, а также обеспечение сохранности вагонного парка. В условиях рыночной экономики вагонное хозяйство должно обеспечивать экономическую эффективность эксплуатации вагонов.
Поэтому инженеры, связанные с техническим обслуживанием вагонов, должны знать структуру вагонного хозяйства, взаимодействие различных его подразделений, принципы их организации и управления вагонным хозяйст- вом.
В настоящее время эксплуатационные подразделения вагонного хозяй- ства оснащены современными техническими средствами: оборудованием для диагностирования вагонов каналами связи, вычислительной техникой, ин- формационными системами, автоматизированными системами управления.
Поэтому инженеры вагонного хозяйства должны умело применять тех- нические средства в процессе технического обслуживания и ремонта ваго- нов.
Особенностью работы железнодорожного транспорта является взаимо- действие различных служб: организации перевозок, грузовой, пути, локомо- тивной, сигнализации и связи и т.д. Поэтому инженеры вагонного хозяйства должны четко представлять взаимодействие всех служб в обеспечении пере- возочного процесса.
В течение последних 15 лет произошли существенные изменения в ор- ганизации работы железнодорожного транспорта. В результате реформ по переходу к рыночной экономике железнодорожный транспорт превращен в
8
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО
«РЖД»).
В связи с этим изменилась производственная и управленческая струк- туры, форма собственности на технические средства транспорта и отношения железных дорог с клиентами и с государством.
Реформы не закончены, поэтому в будущем возможны существенные изменения структуры и функций вагонного хозяйства, в особенности в эко- номике и в управлении, что следует учитывать при использовании этой кни- ги.
По вопросам технического обслуживания вагонов мало технической и учебной литературы. До последнего времени эти вопросы включались в учебные пособия и учебники по вагонному хозяйству. Однако, как показала практика подготовки инженеров, и в связи с разделением подразделений ва- гонного хозяйства на эксплуатационные и ремонтные, необходимо более подробное изучение организации технического обслуживания вагонов.
В начале 90-х гг. сформировалась учебная дисциплина «Основы техни- ческого обслуживания вагонов», которая является одной из завершающих специальных дисциплин при подготовке инженеров по специальности «Ва- гоны» и тесно взаимосвязана с другими специальными дисциплинами: «Ва- гонное хозяйство», «Надежность вагонов», «Вагоноремонтные предприятия»,
«Оборудование вагоноремонтных предприятий», «Техническая диагности- ка», «Конструкция вагонов».
Первое учебное пособие по учебной дисциплине «Основы техническо- го обслуживания вагонов» было издано в УрГУПС (в то время – УЭМИИТ) в конце 80-х гг. В. П. Хильченко. В этом пособии использованы элементы тео- рии массового обслуживания и теории надежности.
В 1995 г. в связи с введением учебной дисциплины «Основы техниче- ского обслуживания вагонов» в УрГУПС издано учебное пособие «Основы технического обслуживания вагонов» (авторы В.А. Ивашов, М.В. Орлов) в двух частях: теоретические основы и организация производства. Однако в связи с коренными изменениями организации работы железнодорожного транспорта в целом и вагонного хозяйства в частности это учебное пособие устарело. В особенности следует указать на существенное изменение но- менклатуры перевозимых грузов, в связи с чем изменяется структура парка вагонов, на изменение объемов погрузки вагонов и районов погрузки и вы- грузки, на изменение вагонопотоков, в связи с чем существенно меняется инфраструктура вагонного хозяйства. Существенные изменения происходят постоянно в организации процесса перевозок вследствие изменений в спе- циализации промышленных предприятий и территориальном их размещении, а также из-за использования быстро развивающихся информационных тех- нологий.
Вместе с тем основные положения технологических процессов техни- ческого обслуживания вагонов и формы организации производственных про-