Файл: Графы. Вершина. Ребро. Представление задачи с помощью графов.pptx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Графы. Вершина. Ребро. Представление задачи с помощью графов.
Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями.
Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами.
(Каждое ребро соединяет ровно две вершины).
Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины.
Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной, а чётную степень – чётной.
В первенстве класса по настольному теннису принимали участие 5 учеников:
Андрей, Борис, Галина, Олег, Елена.
Первенство проводилось по круговой системе – каждый участник играет с каждым из остальных один раз.
Графы. Вершина. Ребро. Представление задачи с помощью графов.
Леонард Эйлер
(1707г – 1783гг)
Швейцарский, прусский и российский математик
Основы теории графов как математической науки заложил в 1736 г. Леонард Эйлер, рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической.
Теория графов зародилась в ходе решения головоломок двести с лишним лет назад.
Что такое граф
Слово «граф» в математике означает картинку, где нарисовано несколько точек, некоторые из которых соединены линиями. В процессе решения задач математики заметили, что удобно изображать объекты точками, а отношения между ними отрезками или дугами.Дальше
Примеры графов: карта дорог, схема метро, электросхема, чертеж прямоугольника и т.п.
Что такое граф
Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями.
Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами.
(Каждое ребро соединяет ровно две вершины).
Рёбра графа
Вершины графа
Что такое граф
Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины.
Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной, а чётную степень – чётной.
Нечётная степень
Чётная степень
содержание
Упражнения
1. В графе 3 вершины, каждая из которых имеет степень 2. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.
Ответ: 3.
2. В графе 4 вершин, каждая из которых имеет степень 3. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.
Ответ: 6.
3. В графе 5 вершин, каждая из которых имеет степень 4. Сколько у него ребер? Нарисуйте такой граф.
Ответ: 10.
П
И
А
М
С
В
Н
Д
Е
Ответ: нет.
Пример 2:
Пример 2:
Аркадий, Борис, Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Сколько всего рукопожатий было сделано?
Решение:
Решение:
А
Г
В
Б
Д
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ: 10.
Пример 3
В первенстве класса по настольному теннису принимали участие 5 учеников:
Андрей, Борис, Галина, Олег, Елена.
Первенство проводилось по круговой системе – каждый участник играет с каждым из остальных один раз.
К настоящему моменту некоторые игры уже проведены:
- Андрей сыграл с Борисом, Галиной и Еленой;
- Борис с Андреем и Галиной;
- Галина с Андреем и Олегом.
Сколько игр проведено к настоящему
моменту и сколько ещё осталось?
Решение
- Андрей сыграл с Борисом, Галиной и Еленой;
- Борис с Андреем и Галиной
- Галина с Андреем и Олегом.
Андрей
Борис
Галина
Елена
Олег
Ответ: сыграно 5 партий,
осталось 5 партий.
Пример 4. По окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками (каждый вручил свою карточку каждому). Сколько всего визитных карточек было роздано, если во встрече участвовали 4 человека?
1
2
3
4
Ответ: 12.
Пример 5
У Васи в альбоме нарисован прямоугольник, разделённый на три равные части. Он должен закрасить каждую из этих частей в один из трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Нельзя закрашивать разные части одинаковым цветом. Сколько вариантов рисунка может получиться?1 клетка
2 клетка
3 клетка
Ответ: 6 вариантов
1
1
Отметим на рисунке индексами сверху каждого пункта количество путей,
с помощью которых в него можно попасть
1+1=2
2+1=3
2+1=3
3+3+2=8