Файл: Практикум Современный урок как основа эффективного и качественного образования.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
Характеристика современного урока
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Критерии эффективности современного урока
Так что же для нас современный урок?
Основные компоненты современного урока
4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.
Как подготовить современный урок?
2. Спланировать учебный материал.
4. Сгруппировать отобранный учебный материал.
5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся.
Семинар – практикум:
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
Цель: знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.
Задачи
- Осознание основных требований к организации современного урока;
- Повышение интереса педагогов к современным технологиям;
- Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Характеристика современного урока
- на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия
- на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
- на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | ||
Сообщение целей и задач | ||
Планирование | ||
Практическая деятельность учащихся | ||
Осуществление контроля | ||
Осуществление коррекции | ||
Оценивание учащихся | ||
Итог урока | ||
Домашнее задание |
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Ассоциации.
К | Критичность | Креативность | Культура |
О | |||
М | |||
Ф | |||
О | |||
Р | |||
Т |
Критерии эффективности современного урока
- Обучение через открытие
- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
- Демократичность, открытость
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
- Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
- преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
- преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Так что же для нас современный урок?
Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.- урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
- строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
- должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
- нацелен на конкретные результаты
- должен иметь рациональную структуру и темп.
- изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
- должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .
- большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
- существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
- эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ
- должны применяться многообразные формы, методы и средства.
- урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой.
- обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся
- педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет;
- Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.
- для проведения урока необходима благоприятная обстановка
- педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ
- урок проводится по плану, который является творческим документом учителя
Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока
Технологическая карта урока
Тема урока _______________________________________________________________________
Цели для ученика 1. 2. 3. | Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные |
Тип урока | Форма урока |
Опорные понятия, термины | Новые понятия |
Формы контроля | Домашнее задание |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Представление о результатах:
- личностные:
- метапредметные:
- предметные:
Цель урока:
Технология:
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Технологическая карта урока
Тема урока, место в общей теме. | |
Цель урока | |
Планируемые результаты данного урока | |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. | |
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. | Будут знать: На основе знаний будут уметь: |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. | Личностные: подчеркнуть, дописать (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего). Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач) Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности). Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу). |
Организация урока | |
Межпредметные связи: |
Формы работы на уроке: | |
Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) | |
Создание проблемной ситуации и пути её решения. | |
Виды заданий: (кратко указать содержание) | Репродуктивные - Импровизационные – Эвристические – Задания на самоорганизацию и самоконтроль- |
Формы контроля усвоения темы: | |
Оценка результатов деятельности ученика: (какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми) | |
Самооценка учителя по уроку (рефлексия). |
Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) _________________________________________.