Файл: Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского Выполнено студенткой 2 курса, группы ноз21.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика обучения грамоте К.Д. Ушинского

Выполнено:

студенткой 2 курса,

группы НОз-21

Рудомётовой С.М

Руководитель: к.п.н. доц.Козлова С.В. 

Главная цель методики обучения грамоте


«упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, – развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму»

Ушинский предложил концепцию «развивающего учения», которая имеет самое прямое отношение к обучению грамоте. Процесс целостного развития души ребенка должен начинаться с правильного, естественно организуемого обучения грамоте

Естественность,или природосообразность, обучения грамоте в методике Ушинского вытекает из следующих важнейших принципов:

– совместная деятельность учителя и учащихся в процессе обучения как способ организации самодеятельности каждого ученика;

– занимательное обучение, обеспечивающее мотивацию успешного обучения как результативной и полезной для ребенка деятельности;

– многообразие деятельности ребенка с общим направлением на всестороннее развитие его телесного и душевного организма; – развитие в обучении необходимых и полезных ребенку навыков;

– выращивание в ребенке его сознательной души на основе адекватного этому процессу содержания обучения;

– системность учебного материала, выходящая из самой сущности предмета обучения;

– обучение по своему содержанию должно быть воспитывающим, обеспечивающим духовное становление человека на основе родного языка;

– обучение грамоте открывает для ребенка «сокровищницу народного духа», развивает его речь как «дар слова»

– устная речь – основа, из которой выводится чтение и письмо как особая деятельность с письменной речью;

– наглядное обучение как система занятий по развитию речи является базовой по отношению к чтению и письму;

– ведущая развивающая роль в первоначальном обучении принадлежит родной речи (языку).


Способы и приемы реализации выделенных принципов в структуре и содержании обучения грамоте

1. Методическая система «Родного слова».

2. «Приготовительный» период обучения грамоте.

Методическая система «Родного слова».


По Ушинскому, годичный курс обучения грамоте включает три периода: «приготовительный», период «совместного изучения письма и чтения по азбуке» и период обучения «по первой книге после азбуки».

В отношении первого периода следует отметить, что сам Ушинский не выделяет его особо, с четким определением временных границ и отвечающего специфике периода объема содержания обучения.

Тем не менее наличие в методическом руководстве раздела с названием «Звуковые упражнения, приготовляющие к чтению» дает нам основание рассматривать его наряду с разделом «Элементарное письмо» как особый «приготовительный» период, обеспечивающий необходимую подготовку учащихся к успешному обучению по азбуке «Родного слова».

«Приготовительный» период обучения грамоте.


Основная задача – приучить детей к правильной деятельности с помощью беседы в форме вопросов и ответов. Затем организуется собственно систематическое обучение.

Оно разделяется на три совместно идущих занятия:
  • наглядное обучение;
  • приготовительные упражнения в письме;

  • 3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению.

Каждое занятие должно отражать собственную систему или, говоря современным языком, типологию упражнений.

В результате один из заявленных Ушинским принципов обучения грамоте оказался не реализованным в его методической системе, по крайней мере в рамках «приготови- тельного» периода. Из этого со всей очевидностью следует, что, во- первых, в методической системе осталась нераскрытой в полном объеме система занятий по развитию речи и, во-вторых, развитие речи потеряло свою функцию основы по отношению к первоначальному чтению и письму.

Литература

  • Ушинский, К.Д. Родное слово : Книга для учащих : Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» : Год первый / К.Д. Ушинский. – 1861.

  • 2. Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. – М., 2002.