Файл: Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского Выполнено студенткой 2 курса, группы ноз21.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика обучения грамоте К.Д. Ушинского
Выполнено:
студенткой 2 курса,
группы НОз-21
Рудомётовой С.М
Руководитель: к.п.н. доц.Козлова С.В.
Главная цель методики обучения грамоте
«упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, – развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму»
Ушинский предложил концепцию «развивающего учения», которая имеет самое прямое отношение к обучению грамоте. Процесс целостного развития души ребенка должен начинаться с правильного, естественно организуемого обучения грамоте
Естественность,или природосообразность, обучения грамоте в методике Ушинского вытекает из следующих важнейших принципов:
– совместная деятельность учителя и учащихся в процессе обучения как способ организации самодеятельности каждого ученика;
– занимательное обучение, обеспечивающее мотивацию успешного обучения как результативной и полезной для ребенка деятельности;
– многообразие деятельности ребенка с общим направлением на всестороннее развитие его телесного и душевного организма; – развитие в обучении необходимых и полезных ребенку навыков;
– выращивание в ребенке его сознательной души на основе адекватного этому процессу содержания обучения;
– системность учебного материала, выходящая из самой сущности предмета обучения;
– обучение по своему содержанию должно быть воспитывающим, обеспечивающим духовное становление человека на основе родного языка;
– обучение грамоте открывает для ребенка «сокровищницу народного духа», развивает его речь как «дар слова»
– устная речь – основа, из которой выводится чтение и письмо как особая деятельность с письменной речью;
– наглядное обучение как система занятий по развитию речи является базовой по отношению к чтению и письму;
– ведущая развивающая роль в первоначальном обучении принадлежит родной речи (языку).
Способы и приемы реализации выделенных принципов в структуре и содержании обучения грамоте
1. Методическая система «Родного слова».
2. «Приготовительный» период обучения грамоте.
Методическая система «Родного слова».
По Ушинскому, годичный курс обучения грамоте включает три периода: «приготовительный», период «совместного изучения письма и чтения по азбуке» и период обучения «по первой книге после азбуки».
В отношении первого периода следует отметить, что сам Ушинский не выделяет его особо, с четким определением временных границ и отвечающего специфике периода объема содержания обучения.
Тем не менее наличие в методическом руководстве раздела с названием «Звуковые упражнения, приготовляющие к чтению» дает нам основание рассматривать его наряду с разделом «Элементарное письмо» как особый «приготовительный» период, обеспечивающий необходимую подготовку учащихся к успешному обучению по азбуке «Родного слова».
«Приготовительный» период обучения грамоте.
Основная задача – приучить детей к правильной деятельности с помощью беседы в форме вопросов и ответов. Затем организуется собственно систематическое обучение.
Оно разделяется на три совместно идущих занятия:
- наглядное обучение;
- приготовительные упражнения в письме;
3) звуковые упражнения, приготовляющие к чтению.
Каждое занятие должно отражать собственную систему или, говоря современным языком, типологию упражнений.
В результате один из заявленных Ушинским принципов обучения грамоте оказался не реализованным в его методической системе, по крайней мере в рамках «приготови- тельного» периода. Из этого со всей очевидностью следует, что, во- первых, в методической системе осталась нераскрытой в полном объеме система занятий по развитию речи и, во-вторых, развитие речи потеряло свою функцию основы по отношению к первоначальному чтению и письму.
Литература
- Ушинский, К.Д. Родное слово : Книга для учащих : Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» : Год первый / К.Д. Ушинский. – 1861.
2. Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. – М., 2002.