Файл: Централизованное стерилизационное отделение. Задачи, функции. Организация работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 943

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра эпидемиологии

Реферат на тему:

«Централизованное стерилизационное отделение.
Задачи, функции. Организация работы.»


Выполнила:

Студентка медико-профилактического факультета

501 группы

Очирова Ирина

Проверила:

Доцент кафедры эпидемиологии, к.м.н.

Баянова Татьяна Александровна

Иркутск

2022 г.

Оглавление


Введение 3

Цели и задачи ЦСО 3

Документальная база 4

Организация работы 5

Литература: 8


Введение


(ЦСО) - это комплекс взаимосвязанных помещений, где осуществляется дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация изделий медицинского назначения многократного применения.

ЦСО (центральное стерилизационное отделение) является структурным подразделением, входящим в состав крупных медицинских учреждений специальной и общей практики. ЦСО представляет собой технический комплекс, функционирующий в особом режиме, обеспечивающем своевременные и достаточные меры по обеззараживанию инструмента, перевязочного и шовного материала, белья, а также медицинского оборудования.

Структура центрального стерилизационного отделения учитывает специфику конкретного медицинского учреждения и объемы поступающих на стерилизацию предметов. Работа ЦСО планируется таким образом, чтобы оптимизировать трудозатраты при выполнении технологических операций и исключить возможные ошибки, связанные с так называемым «человеческим фактором».

Цели и задачи ЦСО


Цели ЦСО:

  • предупреждение распространения ВБИ;

  • сосредоточение обработки изделий медицинского назначения;

  • высвобождение дополнительного времени у медперсонала для работы с пациентами и, как следствие, повышение качества медицинского обслуживания;


Задачи:

  • обеспечение ЛПУ стерильными изделиями медицинского назначения — хирургическими инструментами, шприцами, иглами, катетерами, зондами, хирургическими перчатками, микропипетками, перевязочным и шовным материалом, бельем и др.;

  • внедрение в практику современных методов предстерилизационной очистки и стерилизации.

Основные функции ЦСО -обеспечение  полноценно  обработанными медицинскими  стерильными  инструментами  и материалами  лечебно-профилактических  учреждений  и  внедрение  в практику современных методов очистки и стерилизации медицинских инструментов.

Стерилизационное отделение осуществляет:

а) прием использованных инструментов;

б) разборку,  сортировку, очистку инструментов и  изделий медицинского назначения;

в) упаковку и стерилизацию инструментов, материала, изделий медицинского назначения;

г)  выдачу  стерильного  инструментария,  материала,  а  также  изделий одноразового применения;

д)  самоконтроль  за  качеством  предстерилизационной  очистки  и эффективностью работы стерилизационной аппаратуры;

е) ведение документации.

Документальная база


Чтобы гарантировать полную стерильность медицинских изделий, комплекс ЦСО должен отвечать стандартам, которые предъявляются к его оснащению и работе. Их регламентируют следующие документы:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 г. №572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением вспомогательных технологий)»;

«Пособие по проектированию учреждений здравоохранения» (к СниП 2.08.02–89 раздел 3 «Специализированные, вспомогательные подразделения и служебно-бытовые помещения»)»;

Методические указания №287-113-98 «По дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения»;

ГОСТ Р 51935–2002 (EN 285-96) «Стерилизаторы паровые большие. Общие технические требования и методы испытаний»;

ГОСТ Р ИСО 13683–2000 «Стерилизация медицинской продукции. Требования к валидации и текущему контролю. Стерилизация влажным теплом в медицинских учреждениях»;

Постановление Главного государственного врача РФ от 18.05.2010 г. №58 Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»;

СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования».



В этих документах утверждены требования к организации работы, функционированию и оснащению отделения стерилизации.

Организация работы


Современное центральное стерилизационное отделение должно иметь 3 зоны: "грязную", "чистую" и "стерильную".

"Грязная" зона - это помещения, в которых находится использованный инструментарий и материалы; представлены комнатой для приема материала в контейнерах из отделений и двумя моечными помещениями - одно для непосредственно инструментов и материалов, а другое - для транспортных тележек, на которых осуществляется перевозка контейнеров по лечебному учреждению. "Грязная" зона сообщается с "чистой" только через моечные автоматы проходного типа и посредством закрывающегося передаточного окна (для передачи инструментов, вымытых, продезинфицированных и высушенных вручную). В состав "грязной" зоны целесообразно включить гардероб для верхней одежды и санузлы общего пользования.

"Чистая" зона - это те помещения, что расположены непосредственно за мойками. Там находятся инструменты и материалы уже чистые, но еще не стерильные. К этим помещениям относятся комнаты упаковки и подготовки к стерилизации инструментов, подготовки и упаковки текстиля, изготовления перевязочных материалов, различные складские помещения и комнаты для персонала, одетого в спецодежду (халаты, головные уборы, специальная обувь). Вход в "чистую" зону осуществляется через санпропускник.

"Стерильная" зона - это, собственно, склад стерильного материала. Он отделен от "чистой" зоны проходными стерилизаторами. Это помещение особой чистоты, куда вход разрешен только через санпропускник, строго ограниченному персоналу, в специальной одежде, к примеру, обязательно в масках.

Устройство и организация работы цсо

Набор помещений ЦСО и их площадь должны соответствовать СНИП П-69-78 и II: Нормативы проектирования. Централизованные стерилизационные отделения. При отсутствии возможности иметь полный набор помещений можно ограничиться следующим минимумом:

  • приемная;

  • моечная;

  • подготовительная;

  • стерилизационная;

  • помещение для хранения стерильного инструментария и материалов.

В ЦСО предусмотрены разделение на две изолированные зоны (стерильную и нестерильную) и организация двух потоков обработки. Первый поток — обработка и стерилизация инструментов, резиновых изделий. Второй поток — подготовка и стерилизация белья и перевязочных материалов. Стерилизационная и помещение для хранения стерильного инструментария и материалов оборудованы бактерицидными лампами.


В приемной проверяют количество и качество доставленных из отделений, кабинетов, участков шприцев, игл, инструментария, материалов; сортируют и регистрируют в журнале учета весь поступивший инструментарий. Приемную оборудуют рабочими столами, лотками, подносами, канцелярским столом, стульями.

В моечной проводится тщательная механическая очистка инструментария от остатков крови и лекарственных веществ. Здесь должны быть столы, ванны для моющих растворов, полуавтоматические и автоматические установки для промывания шприцев, игл, дистилляторы, моечные машины для инструментов, термометры. Шприцы, иглы, инструментарий, изделия из резины погружают в специальные ванны с моющим или дезраствором. Предстерилизационную очистку проводят в соответствии с методами и режимами, принятыми в данном лечебном учреждении. После очистки заведующий ЦСО проводит самоконтроль качества предстерилизационной очистки инструментария от крови, жира, щелочных компонентов поверхностно-активных веществ. Результаты фиксируют в журнале по утвержденной форме.

В подготовительной проводят подсушку и упаковку инструментария, шприцев и игл, изделий из резины. Предварительной подсушке подвергают весь инструментарий, подлежащий воздушному методу стерилизации, при температуре 80-90 "С в течение 15-30 минут. Перед упаковкой проверяют качество инструментария, игл, шприцев. По окончании упаковки в каждый бикс или укладку помещают химические индикаторы для контроля эффективности стерилизации. На пакетах со шприцами проставляют только дату стерилизации (вручную или штампом), для остальных изделий — на бирке, прикрепленной к набору с изделиями в мягкой упаковке или к стерилизационной коробке, указывают наименование изделий, дату стерилизации и подпись лица, проводившего стерилизацию. В журнале фиксируют наименование стерилизуемого изделия, фамилию лица, проводившего упаковку и стерилизацию, и дату стерилизации.

Упаковочную оснащают сушильными шкафами, рабочими столами, стульями. Упакованные изделия передают в стерилизационную.

Стерилизационная оборудуется различными типами воздушных и паровых стерилизаторов, рабочим столом. В стерилизационной должен быть бикс со стерильными простынями, которыми накрывают стерильные биксы сразу же после выгрузки из стерилизатора до их охлаждения с целью предотвращения вторичного загрязнения.


В экспедиции производят прием стерильного инструментария и материалов из стерилизационного зала, сортировку и укомплектование инструментария согласно заявкам из кабинетов, отделений поликлиники. Простерилизованный инструментарий хранится на стеллажах или в шкафах, полки которых маркируют по участкам, кабинетам поликлиники. Срок хранения простерилизованных изделий в экспедиции включается в общий срок хранения. Для предупреждения возможного нарушения целостности и стерильности пакеты с инструментарием могут укладываться в биксы так, чтобы они Не прилегали близко друг к другу и не располагались слишком свободно. Для выемки стерильного материала необходимо иметь чистый комплект спецодежды (халат, матерчатые перчатки, колпак, маска, бахилы), который заменяется не реже одного раза в смену. Оборудование экспедиции: шкафы и стеллажи для хранения стерильного материала, передвижные столики, стол, биксы.

Контроль санитарного состояния ЦСО проводят дезинфекционные отделы центра санитарно-эпидемиологического надзора не реже одного раза в квартал Объектами исследования при проведении бактериологического контроля являются воздух и поверхности различных предметов в стерильной и нестерильной зонах.

Таким образом, при организации ЦСО в ЛПУ необходимо соблюдать основные принципы размещения и планирования его помещений:

  1. Изоляция от других помещений ЛПУ.

  2. Разделение помещений на стерильную и нестерильную зоны для обеспечения рационального технологического процесса.

  3. Обработка отдельными потоками:

  • белья и перевязочного материала;

  • инструментов, шприцев, игл, термолабильных изделий;

  • перчаток.


Литература:


  1. gosuslugi.pnzreg.ru›upload/FRGU/136/_-_-_-_.doc

  2. СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (с изменениями на 25 мая 2022 года): УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4

  3. П. Н. Дерябин. ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СТЕРИЛИЗАЦИЯ, АНТИСЕПТИКА. Значение для медицины - https://present5.com/dezinfekciya-sterilizaciya-antiseptika-znachenie-dlya-mediciny-lekciya-p/

  4. Беляков В. Д., Дегтярев А. А., Иванников Ю. Г. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. - Л.: Медицина, 1981. - 304 с.

  5. РУЛ «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского» А.Э. Высоцкий, А.А. Богуш, А.П. Лысенко,И.И. Румачик, И.В. Фомченко, С.А Иванов, М.И. Черник, С.А. Шуринова, Л.П. Адамович, М.А. Ананчиков. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ И САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ- Минск, 2007 – 16 с.

  6. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (с изменениями на 25 мая 2022 года) 4111 пункт