Файл: Урок по истории России 11 класс. Учитель Агалакова Е. В. План урока.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренняя политика Николая I.

  • Урок по истории России 11 класс.
  • Учитель: Агалакова Е.В.

План урока:

  • Краткая характеристика Николая I. Династический кризис 1825 года. Борьба с революционным движением Меры по укреплению государственного управления
  • Крестьянский вопрос
  • Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина
  • Политика в области образования и культуры
  • Основные направления внутренней политики Николая I.
  • Родился в 1796 году, так как имел двух старших братьев Александра и Константина, никогда не готовился занять престол.
  • Николай Павлович получил домашнее образование — к нему и брату Михаилу назначались преподаватели. Но особого усердия к учёбе Николай не проявлял. Он не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом.
  • По словам В. А. Муханова, Николай Павлович, окончив курс своего образования, сам ужаснулся своему неведению и после свадьбы старался пополнить этот пробел, но условия жизни рассеянной, преобладание военных занятий и светлые радости семейной жизни отвлекали его от постоянных кабинетных работ.

Династический кризис 1825 года.

  • В 1820 году император Александр I сообщил своему брату Николаю Павловичу и его жене, что наследник престола их брат Великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату. В 1823 году Константин формально отрёкся от своих прав на престол, так как не имел детей, был разведён и женат вторым браком на польской графине Грудзинской.
  • 16 августа 1823 года Александр I подписал втайне составленный манифест, утверждавший отречение Константина Павловича и утверждавший Наследником Престола Николая Павловича.
  • 12 декабря 1825 года, не имея возможности убедить Константина занять престол и получив его окончательный отказ (хотя и без формального акта отречения), великий князь Николай Павлович решился принять трон согласно воле Александра I.

Следствие и суд над декабристами:

  • К следствию и суду было привлечено 579 человек. Процесс проходил в строжайшей тайне, работу следственной комиссии возглавил сам император.
  • 13.07.1826 года пятеро участников восстания: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были казнены в Петропавловской крепости, более ста человек были сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь.

Борьба с революционным движением:

  • В 1826 году было создано III Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, в подчинении которого находился корпус жандармов, возглавлял его А.Х. Бенкендорф.
  • В 1826 году был принят новый цензурный устав, названный современниками «чугунным».(стр. № 251).
  • (Чтение текста параграфа на странице 250, предпоследний абзац. Работа с документальным свидетельством на странице № 251).

Меры по укреплению государственного управления:

  • В 1826 году М.М. Сперанскому было поручено провести кодификацию российского законодательства. Ему удалось это сделать в течение 5 лет: в 1832 году было опубликовано «Полное собрание законов Российской Империи» в 45-ти томах, а в 1833 – Свод действующих законов.
  • Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства, что привело к повышению авторитета и роли дворян в России. Впервые в России была проделана гигантская систематизационная правотворческая работа, поднявшая роль права в обществе и заложившая основы для будущей судебно-правовой реформе).

Крестьянский вопрос:

  • В 1837-1841 годах П.Д. Киселевым была проведена реформа государственных крестьян, вводившая крестьянское самоуправление.
  • В 1842 году был издан указ «Об обязанных крестьянах» по которому помещик мог освобождать своих крестьян с предоставлением им наделов в наследственное пользование, но с выполнением определенных повинностей.
  • В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупаться на свободу и приобретать незаселенные земли и строения.
  • Помещикам было запрещено ссылать крестьян в Сибирь и продавать их без земли.

Задание:

  • Работа с документальным свидетельством на странице учебника № 255.

Финансовая Реформа.

  • Практическая деятельность Е.Ф. Канкрина, чрезвычайно разносторонняя. С его именем связаны упорядочение русской денежной системы, усиление протекционизма и улучшение государственной отчетности и счетоводства.
  • Денежная реформа 1839 - 1843 годов, заключалась в том, что ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II, были фиксированы в существовавшей с 1810 г. серебряной единице (3 рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром). С 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на "государственные кредитные билеты", в свою очередь разменные на звонкую монету. Вся реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью..

Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина

  • Финансовая реформа была направлена на укрепление положения российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Рубль получил серебряное обеспечение. Теперь можно было свободно разменивать бумажные ассигнации на серебряные монеты. Реформа прошла успешно, и финансовая система устойчиво действовала вплоть до Крымской войны.

Политика в области образования и культуры:

  • Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, однако именно при Николае I в 1828 г. в Петербурге был вновь открыт главный педагогический институт. Основан был ряд высших технических и специальных училищ: в 1828 г. Технологический институт в Петербурге, в 1832 г. Училище гражданских инженеров, в 1835 г. Училище правоведения, в 1840 г. Горы- Горецкое земледельческое училище, в 1844 г. Константиновский межевой институт в Москве, в 1830 г. ветеринарная школа в Харькове, в 1848 г. - в Дерпте.
  • Имели место факты, показывающие личное участие Николая I в развитии искусств: В сентябре 1826 года Николай принял освобождённого им из михайловской ссылки Пушкина, и избавил поэта от общей цензуры (решил сам цензуровать его сочинения), поддержка Александринского театра. У Николая I хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: „Досталось всем — а больше всего МНЕ“».
  • Однако именно Николай распорядился сослать на Кавказ Лермонтова, По распоряжению царя были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер.

Основные направления внутренней политики Николая I.

  • Укрепление самодержавия и государственного аппарата;
  • Крестьянский вопрос;
  • Борьба с революционным движением.

Современники о Николае I:

  • «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.» — А. Ф. Тютчева.
  • «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», — так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.;
  • «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», — писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.

Домашнее задание:

  • 1. Прочитать п. № 34-35 до страницы № 256.
  • 2. Знать основные термины, даты, направления внутренней политики Николая I.
  • 3. Подготовить презентацию по теме: «Герои Крымской войны».