Файл: Проект пути и средства формирования мотивации школьников к учению.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОЕКТ «ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»
Красильникова
Ирина Сергеевна
Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.
Сухомлинский В.А.
Цель проекта
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности
Определить стимулирующую роль учителя в развитии познавательного интереса у школьников.
Рассмотреть приемы и методы, развивающие познавательные интересы учащихся.
Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников
Задачи проекта
Выявление проблем снижения успеваемости в школе.
Анализ результатов исследования уровня мотивации учащихся школы.
Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся.
Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.
Этапы проведения :
Ф.И.О., должность | |
Цели и задачи проекта | Красильникова И.С. - И.о.директора школы |
Сравнительный анализ качества знаний по рез-там 1 полугодия | Ковалёва И.К. – зам.директора по УВР |
Доклад по теме проекта | Красильникова И.С. |
Результаты диагностики сформированности учебной мотивации | Красильникова И.С. |
Приемы и способы повышения мотивации на уроках . | Матеуц А.В. -учитель английского языка Титенкова Л.И. -учитель нач.классов Сайгина О.А. – учитель ОБЖ и физкультуры Минаева Т.А. – учитель начальных классов |
Дискуссия « Пути решения проблемы повышения мотивации» | Коллектив ОУ |
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен
«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая
В системе учебных мотивов переплетаются
внешние и внутренние мотивы.
Внешние мотивы в обучении:
Отметки;
Вынужденный долг;
Учёба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения;
Избегание наказания.
Учеба как вынужденное поведение;
Процесс учебы как привычное функционирование;
Внутренние мотивы в обучении:
Удовлетворение от самой деятельности;
Прямой результат деятельности;
Стремление к успеху,
Понимание необходимости для жизни;
Учение как возможность общения.
Собственное развитие в процессе учения;
Действие с другими и для других;
Познание нового, неизвестного.
Причины мотивационного кризиса учащихся.
- колоссальная избыточность учебного материала;
отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);
все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»;
в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
Уровни учебной мотивации
Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования;
Высокий – учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
Нормальный – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
Сниженный – посещают школу неохотно, допускают пропуски занятий;
Очень низкий – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Начальная школа
Среднее звено
Что является демотивирующими факторами?
Сети Интернет
Телевидение
Родители (авторитарный стиль воспитания, непринятие взглядов ребёнка и т.д. )
Расхождение реальности с содержанием образования
Задание для I группы:
Составить список мотивирующих факторов (глазами ученика)
Задание для II группы:
Составить список мотивирующих факторов (глазами учителя)
Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:
- значимый, интересный для них материал;
задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
положительная обратная связь;
предлагаются задания с очевидным результатом;
возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
продумать «изюминку» урока.
Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Главная задача мотивации учения:
организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
«Мотивация – это человеческое стремление… Проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным»
А. Маслоу
Что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?
Способы повышения мотивации.
По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей задач может оказаться значительно эффективнее.
Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.
Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным. «Быстрый интеллект - это хороший интеллект – неправильная фраза» т.к. действительно хороший интеллект всё взвешивает и анализирует, а на это нужно время.
Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Памятка учителю.
Учитель учит внешним видом, делом, словом.
Требуешь от детей — будь образцом во всем.
Не кричи, а учи!
Познай каждого ученика.
Учитель учится всегда.
Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.
Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.
Памятка «Начни урок, как песню»
- Начинай урок со звонком.
Радуйся встрече с классом.
Организуй погружение в свой предмет.
Используй доску как информационное табло.
Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
Снимай трудности, предотвращай ошибки.
Слушай внимательно ответы, не перебивай.
Люби детей и себя.
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
2. Не более одного недостатка в минуту
3. "За двумя зайцами погонишься…"
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
6. Не скупитесь на похвалу
7. Техника оценочной безопасности
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
10. Сравнивайте достижения
Итоги
В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.
С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей.
Администратору школьного сайта подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web-сайте школы.
Включить в рабочую программу по предметам разнообразные формы проведения уроков.
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)