Файл: Практическая работа 2 Анализ факторов внешней среды в конкретной ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 2




Анализ факторов внешней среды в конкретной ситуации

Цель работы: изучение факторов внешней и внутренней среды и анализ их влияния на предпринимательскую деятельность.


Общие положения




От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов, которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов, а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких элементов и есть среда организации.

Среда организации – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации.

Анализ среды включает:

  • анализ факторов среды, т.е. ее состояние;

  • анализ природы изменения среды;

  • выявление возможностей реагирования на эти изменения.

Среду можно разделить на среду ближайшего окружения (микросреда) и отдаленную (общую) среду фирмы (макросреда), т.е. различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда организации – ситуационные факторы внутри организации, т.е. те условия, которые поддаются регулированию со стороны организации в процессе внутрифирменного планирования и управления. К факторам внутренней среды относятся: цель; задачи; структура; технология; персонал (люди).

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на:

  1. среду прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К этим факторам относятся: поставщики; потребители, конкуренты; законы и государственные органы.

  2. среду косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:

  • состояние экономики (уровень цен, инфляции, банковская политика и т.д.);

  • политика (стабильность развития общества и государства);

  • научно-технический прогресс;

  • социально-культурные факторы (традиции, культурные ценности); - международные события (таможенная политика, экспорт, импорт);

  • природно-географические факторы (климатические условия, доступность сырья, экологическая обстановка).


Сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией отображен на рисунке 1.

На основе информации об окружающей среде организация должна адаптировать к ней свою стратегию с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития.



Рисунок 1 – Модель влияния факторов на организацию

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, предприниматель должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Сильные стороны организации - то, в чем она преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны организации - это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов

, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Выполнение работы




Задание 1. Выделите наборы потенциальных кризисных ситуаций, вызванных внешними и внутренними факторами, для следующих организаций (на выбор любые 3 организации):

  • коммерческих банков;

  • правозащитных организаций;

  • туристических агентств;

  • организаций торговли;

  • телекоммуникационных компаний, веб-студий;

  • автосервисов, АЗС;

  • производственных предприятий.

Предложите варианты предотвращения или минимизации негативного эффекта возможных кризисных ситуаций.

Задание 2. Проведите анализ сильных и слабых сторон конкретной организации (на примере действующей организации согласно выбранной вами специальности/профессии), определите ее конкурентные преимущества и недостатки, выделив:

  • Сильные стороны - преимущества организации;

  • Слабости - недостатки организации;

  • Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

  • Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.


Критерии оценки практических умений




оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся, обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

оценка 4 «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему знание учебно-

программного материала, успешно выполнившему практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных ситуациях, содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допустившему неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных задач, в неумении обосновывать свои рассуждения.