Файл: История развития менеджмента (Теоретические основы истории развития менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы истории развития менеджмента
1.1 Основные понятия менеджмента
1.2 Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2. Классическая, или административная, школа менеджмента
3. Школа «человеческих отношений» (1930-1950-е гг.)
2. Периоды развития менеджмента
Введение
Менеджмент - слово английского происхождения. В переводе на русский язык «management» означает управление, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Но, отметим, что единой точки зрения на определения этого понятия нет. Наиболее распространенной в наше время является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильно использовать термин - «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».
Актуальность темы курсовой работы состоит, в том, что спиралеобразное развитие цивилизации позволяет обнаруживать аналогию настоящего в прошлом, как бы подтверждая известную пословицу, что новое - это хорошо забытое старое. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом.
Цель работы - изучение развития менеджмента. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
1. Изучить развитие менеджмента всех стадиях его развития;
2. Рассмотреть индустриальный, систематизации и информационный периоды развития менеджмента;
3. Представить разновидности современного менеджмента.
Объект исследования - наука управления.
Предмет исследования - становление и развитие менеджмента.
Структура работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы.
1.Теоретические основы истории развития менеджмента
1.1 Основные понятия менеджмента
Одна из самых молодых наук об управлении предприятием, окончательно сформировалась в конце ХХ века, хотя история возникновения изобилует примерами организаций, существовавших в глубокой древности и дошедших, и даже процветающих и в наши дни.
Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления.
Висячие сады Вавилона инкский юрист Мачу-Пикчу и пирамиды Египта появилась нехватка только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы.
Руководителями этих организаций была короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций. Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.
Но самые важные моменты история развития менеджмента переживает в начале ХХ века и проходит до сегодняшних дней всего 8 этапов.
1.Положил начало менеджменту как науке Ф. Тейлор, написав труд «Принципы научного управления», в котором наглядно продемонстрировал значение системного анализа в управлении предприятием для его успешности.
2.Далее учение Ф. Тейлора было подхвачено и усовершенствовано А. Файолем , П. Урвиком , Д. Муни, и П. Слоуном. В связи с их деятельностью история развития менеджмента ознаменовалась новой теорией, четко излагающей его функции и принципы.
3.Третий этап – «неоклассический», когда происходит апробация социологической концепции принятия групповых решений. Здесь к вышеуказанным ученым присоединяется Э. Мейо – основатель школы «человеческих отношений».
4.Два десятилетия, которые охватывают 1940-1960-е годы ХХ века, управленческая мысль поступательно эволюционирует и совершенствует теорию менеджмента, добавляя в нее достижения психологии и социологии.
5.История развития менеджмента на этом этапе отмечает переход управленческой мысли к использованию достижений информационных технологий, которые в это время достигают пика своей популярности. Д. Макгрегор излагает и обосновывает свою теорию о прямом воздействии отношения управленца к подчиненным на результаты их деятельности.
6.Этап 1970-х – 1980-х годов ХХ века отмечен теориями И. Ансоффа, Г. Саланчика и Портера, которые раскрыли смысл разнообразных способов и методик управления, а также установления взаимосвязей между внутренней средой организации и внешней средой.
7.На седьмом этапе история развития менеджмента ознаменовалась революционными открытиями в Японии и других развитых странах в области разнообразных организационных структур, которые являются очень важными управленческими методами.
8.И последний этап, начавшись в 90-е годбюы ХХ века, продолжается по сегодняшний день. Главная тенденция менеджмента – создание организационной культуры, демократизация управления, участие работников в менеджменте. [4, С.25]
История развития менеджмента в России начинается в начале ХХ века и также происходит поэтапно.
1.Начало было положено И. Семеновым, и А. Пайкиным, составившими курс лекций по организации НОТ на предприятиях.
2.В 1920 году законы НОТ окончательно сформулированы учеными Петербургского политехнического института и Московского высшего технического училища.
3.1935 год привнес в теорию менеджмента закон организационной суммы, автором которого стал О.А. Ерманский.
4.В 1950 году Ф.Р. Дунаевский доказал, что один управленец может руководить определенным количеством работников.
5.Конец ХХ века и начало XXI столетия – период перехода российского менеджмента к различным способам оптимизации управленческой деятельности.
Сегодняшняя история развития менеджмента в России связана с тотальной компьютеризацией, а также гуманизацией и демократизацией управленческой деятельности.
Этим современным моделям менеджмента принадлежит ближайшее будущее российского бизнеса. В менеджменте все меньшую роль играют материальные факторы. Зато становятся значимыми нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальный капитал или уникальные навыки.
Современная модель менеджмента должна учитывать четыре особенности современной бизнес-среды. Жизненный цикл продукции сокращается. Даже у товаров длительного пользования он стал коротким: пять-шесть месяцев для мобильного телефона, год-полтора для автомобиля. Изменения внутри предприятий и во внешней среде происходят быстрее. Человеческие ресурсы становятся главной ценностью бизнеса. Покупатель глубже информирован о продуктах и услугах благодаря развитию интернета. [11, С.82]
В ответ на эти изменения современный менеджмент становится более гибким, инновационным.
1. Размываются границы предприятий, часто вместо одной организации основываются альянсы, группы компаний.
2. Компании ищут уникальный продукт и новую рыночную нишу. Их цель – внедрить инновацию и за счет этого стать лидером рынка, вместо того чтобы делать быстрее и лучше что-то привычное.
3. За основу берется не производство, а маркетинг главный вопрос не «что продавать?», а «как продавать?».
Российские СЕО назвали главные проблемы современного бизнеса 72% управленцев жалуются на нехватку профессиональных кадров 67% отмечают изменения в поведении потребителей 64% опрошенных обеспокоены кризисными явлениями в экономике 60% говорят об отсутствии доверия к бизнесу 53% жалуются на новых игроков на рынке 49% считают проблемой излишнюю волатильность цен на сырье. 46% Генеральных Директоров сталкиваются с перебоями в цепочке поставок 45% не успевают за темпами технологических перемен 38% СЕО беспокоят киберугрозы. [12, С.58]
Исследование компании PWS, январь 2017 года ТОП-6 самых важных статей для руководителя: Куда вложить деньги в 2018 году 16 вопросов «с подковыркой», которые стоит задавать на собеседовании что сказать клиенту в ответ на фразу «Нам ничего не нужно» 11 мошеннических схем, о которых должен знать каждый что делать, если к Вам пришли люди в масках.
Американский эксперт по вопросам менеджмента и стратегий Гэри Хэмел предложил пирамиду ценности человеческих ресурсов компании. Согласно его теории, наибольшую ценность создают в организации те, кто «наверху» – сотрудники, страстно увлеченные своим делом и способные творить. [8, С.37]
Эти люди обеспечивают компании конкурентные преимущества. «Низы» – работники с наименьшей ценностью, которые умеют лишь повиноваться, хотя и владеют определенным мастерством. «Верхушка» – кадры, обладающие уникальными качествами, которые сложно тиражировать и невозможно регулировать распоряжениями, приказами или материальными стимулами. Традиционные методы менеджмента на верхних уровнях пирамиды бессильны. Чтобы создать коллектив инициативных, увлеченных и креативных профессионалов, необходимо в долгосрочной перспективе: укреплять доверие к работодателю; культивировать в людях приверженность компании; поощрять инновационные идеи и инициативу в целом; создавать возможности для корпоративного общения и обмена информацией;
1.2 Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
Эволюция развития управленческой мысли. Ключевые позиции различных школ, их вклад в науку управления. Теория и практика управления производством в ХХ в. формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д.
Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых теорий, которые не выдержали проверку практикой.
Полагаю, что, несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы:
1. Школа научного управления.
2. Административная или классическая школа.
3. Школа человеческих отношений.
4. Математическая школа управления.
Такая классификация условна, ибо в рамках каждой из названных школ можно выделить целый ряд направлений, причем все они взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
1.Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по управлению производственными процессами в 1880 году в « Мидвейл стил компании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научного подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». И хотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главным теоретико-историческим источником современных концепций менеджмента.
Главная цель научного менеджмента - обеспечить эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что управляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также за совершенствование всей производственной системы. Тейлор также подчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции: определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнить данную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокой производительностью. Если менеджеры выполняют эти функции, то задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной. [5, С.19]
Ф. Тейлор на практике в ряде случаев определил объём работ, который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу в течение длительного времени.
Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом М. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате управления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен это делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет работать как хорошо заведённый часовой механизм.