Файл: История развития менеджмента (Теоретические основы истории развития менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы истории развития менеджмента
1.1 Основные понятия менеджмента
1.2 Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2. Классическая, или административная, школа менеджмента
3. Школа «человеческих отношений» (1930-1950-е гг.)
2. Периоды развития менеджмента
- Система - это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
- Системный подход - комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.
- Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем. Процесс построения системы состоит из шести этапов:
- Системный анализ.
- Системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы.
- Системное проектирование - реальное проектирование системы, её подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности.
- Создание программ математического обеспечения.
- Ввод системы в действие и её проверка.
- Обслуживание системы.
Таким образом, можно сказать, что зарождение и развитие управленческой мысли может быть описано как взаимопереплетенная цепь трех различных философий: классическая (научная и административная школы); философия человеческих отношений, или бихевиоральное направление; и математическая школа. В то или иное время каждому звену цепи придавалось преобладающее значение. [15, 286с]
2. Периоды развития менеджмента
2.1 Индустриальный период
Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства;
То, что мы сегодня называем менеджментом, появилось ещё во времена промышленной революции в XIX в. Рост числа производств, и необходимость увеличения занятости больших групп людей привели к тому, что собственники предприятий уже были не в состоянии контролировать деятельность всех работников. Возникла необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы собственника на местах. Для этого обучали лучших работников, которые и стали первыми менеджерами.
Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства.
Фабричная система - система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда. [2,C.38]
Разделение труда - один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.
Массовое производство - крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.
В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства.
В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.
Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости,
контролем качества, взаимозаменяемостью частей.
В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.
В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.
Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.
Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект "аналитической машины" – прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.
Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.
Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента.
Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. [5, 159с.]
2.2 Период систематизации
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.
На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.[13, 346с.]
Изменившиеся условия потребовали такого же коренного изменения управления производством, тем более что необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких научных сферах, как экономика, социология, психология.[4, 256 с.]
Наука конца ХIХ в. была подготовлена к значительным теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в., что и создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.
В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.
В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.
2.3 Информационный период
Данный период представлен количественной школой управления.
Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.
В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.[14, 267 с]
В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.
Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.
Таким образом, были представлены четыре хронологических этапа развития теории и практики управления. Первый этап с древнего периода характеризовался накоплением опыта и был связан с практическими вопросами управления людьми, производством. Этап индустриализации уже характеризуется развитием научного подхода к менеджменту. В период систематизации начинают формироваться научные школы, которые прорабатывают технологии менеджмента на основе всего управленческого опыта.
3. Виды современного менеджмента
3.1 Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент (англ. innovatory management - управление инновациями) является относительно новым направлением менеджмента. Термин получил распространение с момента, как наука, технологии, инновации стали ключевым фактором экономического успеха и развития конкурентоспособности компаний. Сегодня инновационный менеджмент – неотъемлемая часть деятельности предприятия. Он представляет собой систему управления инновациями, инновационными процессами и отношениями, которые возникли в процессе развития инноваций. Сущность инновационного менеджмента Современный инновационный менеджмент как часть единой науки менеджмента отличается эволюционным развитием ключевых теоретических положений и концепций. Профессионалы в области управления утверждают, что инновационный менеджмент является многофункциональной деятельностью, а ее объект представляет собой факторы, влияющие на новые процессы: экономические, организационно-управленческие, правовые, психологические. [10, 124с]
Cистема инновационного менеджмента представляет собой процесс, в котором регулярно обновляются различные стороны функционирования предприятия. Он состоит не только из различных технических и технологических новшеств, но и из всех позитивных преобразований в абсолютно разных областях деятельности компании, а также руководства процессом новых знаний. В современном мире инновационный менеджмент – это неотъемлемая часть всех бизнес-процессов. При этом инновацию, как правило, представляют в виде процесса оптимизации баланса различных областей деятельности предприятия. Обычно выделяют 3 подхода к инновационному менеджменту: Факторный подход изучает инновацию как одно из ключевых средств роста экономического потенциала страны, фактор, на котором строится материально-техническая база компании, а также разработка оценочных критериев для компонентов развития деятельности компании, которые связаны с количественным прогрессом в инновационной деятельности. Данный подход подразумевает наличие подробных исследований и практических работ в сфере научно-технического потенциала. Функциональная концепция предлагает рассматривать инновационный стратегический менеджмент в качестве совокупности управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Выделяют ряд различных классификаций функций управления инновациями, основанных на определённых принципах. [9, 167с]
Это относительно обособленное направление управленческой деятельности, с помощью которого осуществляется определённое влияние на инновационный процесс, а также процесс планирования, организации, контроля инноваций и прогнозирования. Данный этап подразумевает развитие экономико-математического моделирования процессов принятия решений. Системный подход к инновационному менеджменту рассматривает компанию как сложный комплекс, состоящий из ряда элементов, взаимосвязанных между собой и нацеленных на достижение определённого результата. За счёт системного подхода обеспечивается динамичный учет различных критериев, обуславливающих развитие процесса принятия решений, также учитываются внешние и внутренние тенденции развития инновационной сферы. [2,C.38]
В широком смысле основы инновационного менеджмента постоянны и не подвергаются изменениям. Для всех менеджеров обновление влечёт разрушение ориентации научно-производственного персонала. Его задача – объединить различных участников в этом процессе, а также создать благоприятные экономические условия и стремление к выполнению деятельности. Инновационный менеджмент связан с различными ее видами.
Выделяют следующие цели: Стратегические – связаны с основной миссией предприятия, его укоренившимися традициями.
Их основная задача – выбрать общее направление развития компании, спланировать стратегию, связанную с внедрением тех или иных инноваций. Тактические – конкретные задачи, которые решаются при определённых обстоятельствах, на различных этапах реализации стратегии менеджмента. Цели инновационного менеджмента могут различаться как по уровням, так и по другим критериям. По содержанию можно выделить следующие критерии: социальные; организационные; научные; технические; экономические. В соответствии с приоритетами выделяют: традиционные; приоритетные; постоянные; разовые. Основная задача инновационных решений заключается во внедрении новшеств. Владельцы бизнеса интересуются, какие бывают виды и в чём заключаются функции организации инновационного менеджмента.
Различают следующие виды: функциональный; стратегия, направленная на развитие и рост; внедрение продукта в новые сферы; изучение конкурентных достоинств компании; определение основных задач, целей и перспектив развития фирмы; формирование конкурентоспособности и динамического развития организации. Инновационный менеджмент предприятия направлен на решение определённых задач и выполнение ряда важнейших функций. Задачи и функции инновационного менеджмента В задачи инновационного менеджмента входит: выявить перспективные направления инновационной деятельности; создать и распространить конкурентоспособные инновации на рынке; развить и усовершенствовать производство и продукцию; разработать и реализовать инновационные проекты; развить инновационный потенциал и интеллектуальный капитал компании; создать систему управления инновациями в фирме; сформировать благоприятный инновационный климат и условия адаптации организаций к нововведениям. Принципы инновационного менеджмента заключаются в реализации общих функций менеджмента, среди которых можно отметить следующие:
1. Анализ и прогнозирование менеджмента инновационной экономики в своей сфере.
2. Постановка целей и задач, разработка стратегий инновационного развития компаний.
3. Обоснование инновационных решений.
4. Планирование инновационной деятельности.
5. Организация и координация инновационной деятельности.
6. Контроль и урегулирование инновационной деятельности.
7. Мотивация инновационной деятельности.
8. Учёт и анализ инновационной деятельности.