Файл: Понятие и признаки правового государства (Возникновение и развитие учения о правовом государстве).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
1.1. Зарождение идеи правового государства
1.3. Концепции Нового и Новейшего времени
2. Понятие и признаки правового государства
2.1. Понятие правового государства
2.2. Признаки правового государства
2.2. Признаки правового государства
Правовое государство, несмотря на присущие ему особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества. Правовое государство, как и любое другое, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Пп Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности государства в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и внеправовым государствам. Вместе с тем правовое государство отличают следующие специфические черты: 1) Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. В этой связи обратим внимание на следующие моменты. Пп Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы - акты высшей юридической силы.
Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации и т.д.) Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004.-С. 147 2) Режим демократического конституционного правления. При таком режиме государство реализуют власть в интересах народа посредством демократических правовых методов. Здесь существует политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, осуществляются социально-экономические и политические права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных) органов власти. Пп Таким образом, в условиях рассматриваемого режима есть институты представительной демократии (представительные органы, избираемые населением на основе демократической избирательной процедуры) и институты непосредственной демократии (референдум и др.) 3) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие его органов, их перечисление. П Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет свою деятельность в соответствии с вверенными ей полномочиями. В настоящее время общепринято выделять три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. В соответствии с этим различают три вида государственных органов: законодательные, испол6нительные и судебные. В Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (Ст. 10) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную - Правительство, судебную - органы правосудия, суды. Президент, согласно Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). Принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти равновелики, ни одна из них не должна служить доминантой по отношению к двум другим. 4) Возвышение закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что она перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. -С. 149 5) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных общественных отношений. В данном случае речь пойдет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. Законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством верховенства. Все нормативно-правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону, действует закон как акт высшей юридической силы. Пп п Принцип верховенства закона необходимо соблюдать, прежде всего, в нормотворческой деятельности государства, в частности, в разработке и принятии именно правовых законов, отвечающих позициям социальной справедливости. Соблюдение данного требования, в частности, охватывает следующие основные моменты: а) существенность законодательства - законодательство должно быть посвящено действительно решающим и коренным вопросам жизни страны; б) полнота законодательства - в законах должны быть с максимальной точностью урегулированы все вопросы, требующие законодательного решения; в) непререкаемость законодательства - строгое соблюдение высшей юридической силы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону; г) совершенство законодательства по его содержанию - его устойчивость, систематическое обновление и др.; д) культура законодательства (юридическое совершенство) - его кодифицированность, широкое применение достижений юридической техники, обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов. Пп Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России довольно часто нарушается. Также обращает на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. В. К. Бабаев: Указанное сочинение. - С. 150 6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве основным принципом взаимоотношений между государством и личностью является приоритет и нормативное закрепление прав и свобод человека и гражданина. Пп Правовое государство должно признавать неотъемлемые права и свободы субъектов права и гарантировать их проведение из «должного в сущее». В связи с этим, действующее право должно найти четкое выражение в тексте нормативно-правовых актов. Таким образом, права человека, прежде всего, должны быть закреплены в Конституции. Кроме этого, норма права должна иметь санкцию против любого ее нарушителя. 7) Режим строгой законности в государстве и обществе. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан. Рп На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством как в сфере правотворчества, так и в сфере правоприменению. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные нормативно-правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов - прерогатива соответствующих органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Пп Следовательно, для понимания законности как режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных правовых актов (Конституции, законов, подзаконных актов). Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права распространяются не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бесконтрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок. В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопределяется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом. Приведенные положения позволяют рассматривать законность в качестве элемента правового государства, его необходимого признака. П В юридической литературе в числе признаков правового государства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед национальным, высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой власти средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество. Бабаев В. К.: Указанное сочинение. - С. 152 пп Таким образом, опираясь на изложенный материал, можно заключить, что правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Правовому государству должны быть характерны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей и их взаимоконтроль.
2.3. Пути формирования правового государства и его основы
В Конституции Российской Федерации указано, что Россия – правовое государство. Однако политико-правовая реальность позволяет сделать вывод, что это лишь декларируемая цель, до приближения к которой нужно сделать очень многое. Так Л.А. Морозова прямо указывает, что «в Российской Федерации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства»2. А Но вначале следует признать ряд успешных преобразований в жизни современного российского общества на пути построения правового государства: - немало сделано в области юридико-политической теории (прежде всего – построение концепций права «в человеческом измерении»); - связанность государства правом официально признана на уровне важнейших политико-правовых документов (Конституции 1993 года, Европейской конвенции 1950 года «О защите прав человека и основных свобод») - отменены некоторые одиозные правовые институты (прописки, лишения гражданства, высылки из страны); - развиваются формы защиты прав граждан, в законодательстве зафиксированы правовые средства спора гражданина с государством (новые Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации); - доктрина правового государства активно используется Конституционным судом Российской Федерации при толковании Конституции и при проверке на соответствие Конституции иных нормативных актов; - в экономической сфере провозглашено равенство форм собственности, свобода предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, налоговое законодательство постепенно приобретает черты разумного; - в сфере организации формирования власти как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне законодательные органы формируются на основе свободных выборов. Пп Проблемы и перспективы. Однако построение правового государства в России столкнулось с рядом принципиальных положений, препятствующих построению правового государства: - противоречие между индивидуалистической, прозападной направленностью в идее правового государства и господствующими в сознании большинства населения коллективистскими, соборными ценностями. - противоречие между декларируемыми ценностями правового государства и реальной политико-правовой практикой. Тот же расстрел из танков в 1993 году Белого Дома никак нельзя оправдать с точки зрения теории правового государства. И таких примеров масса: рост уровня коррумпированности судей и чиновников, увеличение недоступности правовой защиты для обычного населения, стремительный рост преступности, наркомании. - использование идеи правового государства в программе манипуляции сознанием населения, что дискредитирует данную идею; - «принцип разделения властей проведен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов»3; - колоссальный разрыв в доходах наиболее бедных и наиболее богатых жителей России, создающий обоснованную социальную озлобленность и сеющий зерна правового нигилизма; - не преодолены в массовом сознании правовой нигилизм и правовой идеализм, неразвито правовое образование граждан; - отсутствует эффективный механизм исполнения судебных решений. Аа Пути формирования и основы правового государства. 1. Добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами. 2. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка. 3. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенций последних. 4.сформировать экономическую основу общества, которой являются производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере. 5. Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти. 6. Гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства 7. Также необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрении 8.Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества.
Заключение
После рассмотрения теоретического аспекта, после изучения практической деятельности в вышеизложенном материале, подведем итог: правовое государство – комплексное, многомерное, сложное, формирующееся явление. В ходе совершенствования правовое государство получает современные свойства, приобретает новое содержание, которое соответствует определенным условиям общества и его развитию. Неоспоримым началом любого правового государства является связанность с правом. Его главная миссия – обеспечение всем гражданам возможность всестороннего развития личности. Говоря о структуре таких социальных действий, где права и свободы гражданина представляются первичными, а возможность реализации функций государственной власти уходит на второй план. Истинная свобода личности делается возможной в обществе подлинной демократии, когда не государство, не политическая власть царит над социум, а социум имеет неоспоримое первенство в отношении государства. Переход к данному обществу - многолетнее развитие, длительный исторический процесс, связанный с формированием гражданского общества. Аа Мы выявили в ходе написания работы, что главными характеристиками правового государства представляется гражданское общество, разделение властей, верховенство права и закона, гарантированность прав и свобод человека, значительная роль судебной власти. Конституцией представляется возможным закрепить основные характеристики гражданского общества, а непосредственно само гражданское общество в его конституционном закреплении реализует главные характеристики конституционного строя. Далее, гражданское общество как правовое общество предоставляет на уровне своих институтов и отношений непрерывную связь свободы личности с правом положением граждан, единство правовых и социальных основ взаимодействий человека с обществом и государством. Верховенство права и закона практически во всех областях общественной жизни создает одну из важных и отличительных черт правового государства. Пп Необходимо отметить, что контакт государства с правом как средство существования современного общества должно выражаться не в плане подчинения права государственной властью, а иначе – подчинение государственной власти праву, сплоченности государства, его органов, всех общественных и государственных организаций, должностных лиц установками права. Одним из важных качеств организации и деятельности правового государства представляется принцип разделение властей. Реализация данного принципа создает закон концентрации всей власти в одних руках, бережет граждан от произвола должностных лиц, обеспечивает предпосылки эффективной деятельности государственных органов. Такое разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную представляется ведущим принципом правового государства, так как этот принцип рассчитывает отсутствие концентрации власти в каких-либо руках, и тем самым исключает вероятность злоупотребления властью и ущемления прав и свобод человека. Пп За основную цель общественного развития в правовом государстве берется признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека. К сожалению, сам процесс организации правового государства на территории СНГ идет довольно медленно и сталкивается на своем пути с множеством трудностей и проблем. За последнее время довольно много говорим о правовом государстве, о построение правового государства, однако возникает впечатление, что не все понимают, что же содержит в себе это понятие, на что оно опирается, какова история. Многие не знают, что для создания правового государства требуется возникновение ряда конкретных предпосылок, главным из которых является гражданское общество, вернее исполнение индивидами своих социальных, культурных, экономических, национальных, религиозных, семейных и многих других не политических интересов, находящиеся за пределами государственного регулирования.
Подводя итог, стоит отметить, что даже самое развитое государство, к сожалению, не способно гарантировать своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, нам самим придется разобраться, что важно для нашего процветания, позаботиться о своём благополучии и обеспеченности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Политология: Учебник для вузов. Под ред. Василика М.А. - М.: Юность, 1999. - стр..219.
- Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. -С. 149
3. Бабаев В. К.: Указанное сочинение. - С. 152
4. В. К. Бабаев: Указанное сочинение. - С. 150
5. Брокатов А.М. Античная литература. – М.: Знание, 2004, 162 с
См.: «Античная философия» Богомолов
6. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций [для студентов] / А.Ф. Вишневский. - Минск: Тесей, 2005.- 334с
7. Общая теория государства и права: Курс лекций /Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998
8. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. /Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 1998.
9.Зелинский Ф.Ф. История античной литературы. – СПб.: Марс, 1995. – 380 с.
10. Зелинский Ф.Ф. История античной литературы. – СПб.: Марс, 1995. – 380 с.
11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник.
12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004
13. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре// Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Книга I. М.,1992
14. «Философия» Лавриненко
15. Лугачев В.П. Введение в политологию: Учебник./ В.П. Лугачев.
16. Козлихин И.Ю. «Идея правового государства: история и современность» СПб., 1993. С
17. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.:ИНФРА-М-НОРМА, 1997., Козлихин Ю.И. «Идея правового государства: история и современность», СПб., 1993. С. 3
18. Нерсесянц В. С.- Указанное сочинение. - С. 305. Легистские трактовки правового государства
19.Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2000. - С. 299.
20. Политология: Указанное сочинение.- С. 224.
21. Нерсесянц В. С. Указанное сочинение. - С. 304.
М.: «Издательство Проспект»,1999. С. 314 (Д. Остин);
22. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 656с
23. Л.И.Семенникова Античный мир//Л.И.Семенникова.