Файл: Юридические лица как субъект гражданского права Общая характеристика юридического лица.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Юридические лица как субъект гражданского права…...………5
1.1. Общая характеристика юридического лица…………………………….5
1.2. Основные виды юридических лиц………………………………………11
2.1. Понятие и виды производственных кооперативов…………..………15
2.3. Права и обязанности членов производственного кооператива…….20
Глава 3. Потребительский кооператив…………………………………...…23
3.1. Понятие потребительского кооператива………………………………23
3.2. Права и обязанности членов потребительского кооператива………27
3.3. Разновидности потребительских кооперативов………………...…….29
- дать характеристику юридического лица и основных видов юридических лиц;
- раскрыть понятие и виды производственных кооперативов;
- раскрыть понятие потребительского кооператива;
Глава 1. Юридические лица как субъект гражданского права
1.1. Общая характеристика юридического лица
1.2. Основные виды юридических лиц
Глава 2. Производственный кооператив (артель), как один из субъектов гражданского права
2.1. Понятие и виды производственных кооперативов
2.3. Права и обязанности членов производственного кооператива
Глава 3. Потребительский кооператив
3.1. Понятие потребительского кооператива
3.2. Права и обязанности членов потребительского кооператива
В гражданском праве сохраняет свое значение и деление юридических лиц по признаку формы собственности, государственности - государственные (унитарные предприятия, публичные образования) и негосударственные юридические лица.
В этом отношении сохраняет существенное значение деление разнообразных юридических лиц на:
-организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью и действующие на своей «собственнической» основе (праве собственности; праве хозяйственного ведения и др.);
-управленческие, социально-культурные и иные субъекты, действующие на основе и в пределах публичной (государственной) собственности или иных собственнических отношений.
В современной литературе выделяется также классификация юридических лиц:
-на корпорации (имеющие членство - хозяйственные общества, кооперативы) и учреждения (не имеющие членства - фонды, автономные некоммерческие организации);
-на частные и публичные и пр1.
Глава 2. Производственный кооператив (артель), как один из субъектов гражданского права
2.1. Понятие и виды производственных кооперативов
Производственный кооператив, подобно товариществам и обществам, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства, т.е. корпорацию. Однако в отличие от товариществ и обществ кооперативы рассчитаны не только и не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деятельности созданной ими организации. Отсюда - распределение полученного дохода между участниками главным образом (или даже исключительно) по труду, а не пропорционально имущественным вкладам, а также наличие у каждого из них лишь одного голоса при решении всех общих вопросов (т. е. полное равенство в управлении общими делами).
Таким образом, производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации (п. 1 и 2 ст. 107 ГК; ст. 1 Закона о производственных кооперативах)1.
Производственные кооперативы начали создаваться западноевропейскими рабочими с середины XIX в. с «целью устранить для малосостоятельных лиц посредничество капиталиста». В России такой принцип организации хозяйственной деятельности был давно известен под именем артели (артельного товарищества), характеризовавшейся совместным личным трудом участников «за общий их счет и с круговою их порукою», т.е. наступающей при недостатке имущества товарищества солидарной (ограниченной или неограниченной) ответственностью участников личным имуществом по долгам товарищества.
Кооперативные принципы организации совместной хозяйственной деятельности в гораздо большей мере соответствуют особенностям сельскохозяйственного и ряда видов промышленного производства, нежели искусственно навязываемая законодательством о приватизации в качестве универсальной акционерная форма (неслучайно как это законодательство, так и ранее действовавший
Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 г. отвергали кооперативную форму коллективного предпринимательства, по сути возрожденную новым Гражданским кодексом).
Действующее законодательство с целью «поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей» устанавливает особый статус производственных кооперативов, действующих в области сельскохозяйственного производства. В действительности специальный закон о статусе сельхозкооперативов создает ряд не всегда оправданных особенностей в их правовом положении, одновременно дублируя по сути некоторые нормы общего закона о производственных кооперативах. Тем не менее, такая ситуация вынуждает выделять сельхозкооперативы в особый подвид производственных кооперативов1.
В свою очередь, сельскохозяйственные производственные кооперативы разделяются на сельскохозяйственные и рыболовецкие артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы) (п. 2-4 ст. 3 Закона о сельхозкооперации). Участниками первых являются граждане, земельные участки или земельные паи (доли) которых поступают в собственность (паевой фонд) кооператива, в котором они обязаны трудиться, а участниками вторых - лишь главы крестьянских (фермерских) хозяйств или граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, при этом сохраняющие земельные участки в своей собственности и осуществляющие личным трудом лишь определенные виды совместной деятельности1.
Кооператив создается на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе кооператива помимо общих сведений, необходимых для учредительных документов любого юридического лица, должны быть также указаны условия:
-о размере и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;
-о характере и порядке их трудового участия в его деятельности;
-о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива и некоторые другие (п. 1 и 2 ст. 108 ГК; ст. 5 Закона о производственных кооперативах).
Реорганизация и ликвидация производственного кооператива осуществляются в соответствии с общими правилами гражданского законодательства о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Она осуществляется по решению общего собрания кооператива (добровольно), а в установленных законом случаях - и в принудительном порядке. Производственный кооператив может преобразоваться только в хозяйственное товарищество или общество по единогласному решению всех своих членов (
п. 2 ст. 112 ГК; п. 5 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 8 ст. 41 Закона о сельхозкооперации).
2.2. Органы производственного кооператива
Структура управления кооперативом определяется его корпоративной природой (отношениями членства его участников). Высшим (волеобразующим) органом управления здесь является общее собрание (в сельскохозяйственных производственных кооперативах, имеющих более 300 членов, оно может проводиться в форме собрания уполномоченных). Общее собрание имеет исключительную компетенцию, которая установлена законом и может быть расширена уставом конкретного кооператива. К ней отнесены:
-вопросы изменения устава кооператива;
-вопросы образования и прекращения полномочий других его органов и ревизионной комиссии (ревизора);
-прием и исключение членов кооператива;
-утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, а также распределение прибыли и убытков;
-решения о реорганизации и ликвидации кооператива и некоторые другие (п. 3 ст. 110 ГК; п. 1 ст. 15 Закона о производственных кооперативах; п. 2 ст. 20 Закона о сельхозкооперации)1.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы на решение исполнительных органов даже по его собственному решению. Вместе с тем общее собрание кооператива, в отличие от общего собрания акционерного общества, вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам деятельности кооператива (п. 1 ст. 15 Закона с производственных кооперативах), в том числе входящим в компетенцию его исполнительных органов. В этом также выражается принцип кооперативной демократии, учитывающей совместный трудовой характер деятельности всех членов кооператива.
В крупных кооперативах (с числом членов более 50) могут создаваться наблюдательные советы как постоянно действующие органы контроля их членов за деятельностью исполнительных органов. В этих случаях наблюдательный совет тоже получает исключительную компетенцию, определенную уставом конкретного кооператива (
п. 1 ст. 110 ГК; п. 1 ст. 16 Закона о производственных кооперативах, п. 1 ст. 19 Закона о сельхозкооперативах). В сельхозкооперативах наблюдательный совет выполняет несвойственные ему функции ревизионной комиссии и даже исполнительного органа (в том числе принимает решения о заключении крупных сделок, а в некоторых случаях может даже временно выполнять функции правления и представлять кооператив в суде) (ст. 30 и 38 Закона о сельхозкооперации). Тем не менее наблюдательный совет является волеобразующим, а не волеизъявляющим (исполнительным) органом кооператива. Поэтому избранные в его состав члены кооператива не могут одновременно являться членами его исполнительного органа1.
Исполнительными органами кооператива являются правление (коллегиальный орган) и его председатель (единоличный орган). Коллегиальный исполнительный орган создается в кооперативе с числом членов более 10 (а в сельхозкооперативах - с числом членов 25 и более), причем председатель кооператива одновременно возглавляет и его правление (п. 2 ст. 17 Закона о производственных кооперативах, пп. 1 и 2 ст. 26 Закона о сельхозкооперации). Члены правления и председатель кооператива избираются только из числа членов кооператива и не могут быть его наемными работниками (управляющими). В компетенцию исполнительных органов кооператива входит решение всех вопросов, не отнесенных к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.