Файл: «Адаптация ребенка к школе» (Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование теоретических аспектов адаптации первоклассников к школе
Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности адаптации к школе застенчивых первоклассников
1.3 Возрастные особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации первоклассников
2.3 Психолого-педагогическая программа адаптации первоклассников
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
Анна Ф.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуации неучебного характера - школьное задание, учитель, цветы на окне, солнышко и дерево. У ребёнка положительное отношение к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
Никита Ф.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера - здание школы и флаг. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Иван С.
Рисунок соответствует заданной теме, изображена учебная ситуация-- учитель с мелом у доски, сидящий за партой ученик, полка с поделками, которые выполнили ученики. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
Александр С.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера - здание школы, окна и ученик. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Таким образом, для всех испытуемых характерно положительное отношение к школе. У 75% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, у 25% высокая школьная мотивация учебной активности ребенка. Ни у одного из учеников не наблюдается игровой мотивации. Это говорит о том, что детей привлекают школьные атрибуты, а не учебная деятельность, кроме одного учащегося.
Методика «Краски»
Анна Ф.
В тёмные цвета окрасила слова - портфель, класс и одноклассники. Остальные слова светлые, что говорит о положительном отношении к учёбе.
Александр С.
В тёмные цвета окрасил слова - портфель, физкультура, урок. Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает положительное отношение к учёбе.
Иван С.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как звонок, книга, портфель и одноклассники. В целом положительное отношение к обучению.
Никита Ф.
Выявлено негативное отношение к словам - учитель, портфель, одноклассники, домашнее задание. Возбуждённое отношение к словам книга, урок. В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Таким образом, все дети испытывают положительное отношение к учёбе, но есть и негативные эмоции. 100 % испытуемых положительно воспринимают процесс обучения.
Анкета для родителей.
Анализируя анкеты родителей было выявлено, что у всех родителей дети идут в школу охотно, что они привыкли к школьному режиму, переживают за учебные успехи, что часто делятся школьными впечатлениями и эти впечатления положительные. Конечно же дети нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий, на которые уходит от 1 до 2 часов. 66,6 % родителей ответили, что ребёнок преодолевает трудности, обращаясь за помощью к ним, 33,3 % ответили, что дети настойчивы в преодолении трудностей. Все родители ответили, что дети вообще не жалуются на товарищей и, что они хорошо справляются с учебной нагрузкой, без перенапряжений. Таким образом, можно говорить о положительном настрое детей к учёбе.
Анкета для учащихся
В результате анкетирования Анна Ф. набрала 24 балла, что говорит о средней норме адаптации, Никита Ф. набрал 27 баллов, это означает, что у ребёнка высокий уровень адаптации, Александр С. набрал 21 балл - средняя норма и Иван С.24 балла - также средняя норма.
Таким образом 75 % детей имеют среднюю норму адаптации и 25 % уровень адаптации высокий.
Анкета для учителя
Анализируя ответы учителя, я пришла к выводу, что у первоклассников нет никаких проблем в обучении. Практически все ответы педагога отрицательные, кроме нескольких. У одного ребёнка хрупкое телосложение и небольшой рост. И что трое из учащихся допускают ошибки при списывании. Но это можно оправдать тем, что ребята, только начали свою учёбу.
Показатель адаптации нормальный.
Результат Методики «Домики»
Никита Ф.: Вегетативный коэффициент (ВК) - 0,9, что говорит о компенсируемом состоянии усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Суммарное отклонение (СО) - 10, эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойств нет.
В задании 2 тёмными цветами раскрасил блок межличностных взаимоотношений.
В 3 заданье в домике № 10 у него живут люди и они слушают музыку.
Иван С.: ВК - 1,09 - оптимальная работоспособность. Ребёнок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ему восстанавливать затраченную энергию. СО - 10 - эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойств нет.
Во 2 задании раскрасил тёмными цветами - горе из блока базового комфорта и справедливость из блока межличностного роста.
В 3 заданье в домике № 10 живёт мамина душа и она готовит кушать.
Александр С.: ВК - 1,12 - оптимальная работоспособность. Ребёнок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ему восстанавливать затраченную энергию. СО - 12 - эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойств нет. Во 2 задании раскрасил тёмными цветами горе из блока базового комфорта и восхищение из блока познания.
В 3 заданье в домике № 10 живут хорошие чувства и смотрят телевизор.
Анна Ф.: ВК - 1,5 - оптимальная работоспособность. Ребёнок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ему восстанавливать затраченную энергию. СО - 14 - эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойств нет.
В 3 заданье в последнем домике у девочки поселилась бабушка и носит дрова.
Таким образом можно говорить о достаточной физиологической адаптации, о положительном уровне эмоциональной адаптации. Общий уровень адаптации у первоклассников - достаточный.
2.3 Психолого-педагогическая программа адаптации первоклассников
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников. [19]
Поэтому необходима программа для успешной адаптации первоклассников.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
-сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
-установление контакта с учащимися, с учителем;
-формирование адекватного поведения;
-овладение навыками учебной деятельности.
Организация режима школьной жизни первоклассников
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения.
3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметно пространственной среды
1.Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
2.Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
3.Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
Организация оздоровительно-профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
-медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
-мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
-диагностика устной и письменной речи.
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
-проведение плановых и внеплановых прививок;
-витаминизация;
-профилактика простудных заболеваний;
-создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
-физкультминутки проводятся на каждом уроке;
-подвижные игры на переменах.
4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
выполнение требований СанПиНа к организации питания;
соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
-домашние задания в первом классе не задаются.
2.Контроль и оценка результатов обучения
-в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
-итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;
-обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
Организация внеучебной жизни первоклассников
Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
-спортивно-оздоровительное;
-научно-познавательное;
-проектная деятельность;
-духовно-нравственное;
-патриотическое.
Взаимодействие с родителями первоклассников
-изучение условий жизни ребёнка в семье;
-ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
-оборудование «Уголка для родителей» в школе;
-коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
-родительские собрания;
-совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Вывод по второй главе
В главе 2 представлено подробное описание психодиагностических методик, направленных на изучение психологической адаптации к обучению, таких как: проективный рисунок «Что мне нравится в школе», методика «Классификация», методика «Краски», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», анкетирование первоклассников, родителей и учителя. В исследовании психологической адаптации приняли участие все участники образовательного процесса: дети их родители и педагог. Одним из основных критериев выбора конкретных методик являлись особенности выборки, которую составляют дети 6,5-7,5 лет. А также при подборе методик был применен принцип дополнительности, позволяющий в исследовании получить наиболее полную картину диагностических данных.
По результатам диагностик, которые проводились в начале учебного года, можно сказать, что адаптация у учащихся была частичная, были некоторые проблемы в учёбе, после проведения повторной диагностики через 2 месяца, можно говорить об улучшении процесса. Общий уровень адаптации стал достаточным.
Таким образом, составленная батарея психодиагностических методик и представленная программа позволяет провести эксперимент в соответствии с целью, задачами, предметом и выборкой исследования.
Заключение
Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пройдет адаптация к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируются нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом.