Файл: «Адаптация ребенка к школе» (Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование теоретических аспектов адаптации первоклассников к школе
Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности адаптации к школе застенчивых первоклассников
1.3 Возрастные особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации первоклассников
2.3 Психолого-педагогическая программа адаптации первоклассников
Проблема социально-психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой и незащищённой от негативных воздействий среды. Таким образом, успешность социально - психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется соотношением между социальными требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта.
В проведенном исследовании участвовали учащиеся первых классов 4 детей их родители и педагог. В результате проведенных исследований я пришла к выводу, что диагностика всех участников образовательного процесса позволила выявить у учащихся имеющих трудности в адаптации. И своевременно оказанная психологическая помощь выявленным учащимся способствовала успешной адаптации в процессе обучения.
Результаты диагностических методик выявили, что экспертная оценка взрослых, педагогов и родителей, по проблеме психологической адаптации детей в процессе обучения отличается. Мнение родителей более субъективно.
Психологическая адаптация в процессе обучения протекает благоприятно. Многие учащиеся ориентированы на получение знаний и заинтересованы в учебной деятельности, которая стала ведущей. У некоторых обследованных учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования.
Один учащийся находился в состоянии компенсируемой усталости, при этом самовосстановление происходило за счет периодического снижения работоспособности, что в процессе дальнейшего обучения повлияло на самочувствие и успешность ребенка в учебной деятельности.
Полученные результаты повторной диагностики по итогам работы по программе успешной адаптации указывает на то, что, подобного рода работа, оказала своё влияние на положительную динамику прохождения процесса психологической адаптации учащихся к процессу обучения.
Это позволяет сделать выводы о том, что программа, направленная на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников является эффективной.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и материалы данной работы могут быть использованы в работе школьных психологов, как для коррекции дезадаптации, так и для развития адаптационных способностей учащихся младшего школьного возраста, с учетом их личностных особенностей.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией при работе с детьми для педагогов, воспитателей детских садов, родителей и детских психологов. Необходима дальнейшая разработка данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом направлении.
Целью исследования было: изучить особенности адаптации детей к обучению в школе. Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
Список использованных источников
- Абрамова Г.С., Гаврилова Т.П., и др.; Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие. Волгоград: Перемена. 2017. 537 с.
- Александрова Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфра-М. 2018. 349 с.
- Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. - М.: Эксмо, 2017. 153 с.
- Андрющенко Т.Ю, Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе // Вопросы психологии. 2017. №1. С. 4-6.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М.: Проспект, 2017. 180 с.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. 2016. №1. С. 15-21.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2018. 464 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. М.: «Педагогический поиск». 2018. 312 с.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство. 2017. 354 с.
- Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Проспект. 2018. 267с.
- Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2017. № 2. С. 25-28.
- Воликова Т.В. Учитель и семья. М.: Эксмо. 2016. 267 с.
- ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 2015. 351 с.
- Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос. 2018. 304 с.
- Герц Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. 2016. № 4. С. 59-66.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. 2017. № 2. С. 13-20.
- Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М.: Диамант .1998г.. 736с.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2016. 328 с.
- Дубровина И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Проспект, 2018. 278 с.
- Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса // Начальная школа. 2017. №10. С. 7-10.
- Коломинский Я.Л., Е. А. Панько Учителю о психологии детей шестилетнего возраста . М.: Просвещение. 2015. 190с.
- Коптева Н.В. Психологическое консультирование в школе. Пермь. Пермь. 2015. 168 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Проспект. 2018. 115 с.
- Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. 2016. 220 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников М.: Феникс. 2017. 228 с
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов М.: Академия. 2018. 456 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс. 2017. 208 с.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь. 2017. 112 с.
- Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю. М.: УЦ Перспектива. 2002. 246 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Проспект. 2016. 194 с.
- Шишова Т.Л., Медведева И. Я. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей. Христианская жизнь. 2015. 289 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. 2016. 387 с.
- Эриксон Милтон Мой голос остается с Вами . М.66 Институт гуманитарных исследований . 2013. 216с.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: Речь. 2016. 214 с.
-
Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. - М.: Эксмо, 2017. 153 с. ↑
-
Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.:Эксмо, 2009. - 464 с ↑
-
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2016. 328 с. ↑
-
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс. 2017. 208 с. ↑
-
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство. 2017. 254 с. ↑
-
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. М.: «Педагогический поиск». 2018. 312 с. ↑
-
Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Проспект. 2018. 267с. ↑
-
Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М.: Диамант .1998г.. 736с. ↑
-
Шишова Т.Л., Медведева И. Я. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей. Христианская жизнь. 2015. 289 с. ↑
-
Коломинский Я.Л., Е. А. Панько Учителю о психологии детей шестилетнего возраста . М.: Просвещение. 2015. 190с. ↑
-
Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос. 2018. 304 с. ↑
-
ВыготскийЛ.С. Педагогическая психолика. М.: Педагогика. 2015. 351 с. ↑
-
ВыготскийЛ.С. Педагогическая психолика. М.: Педагогика. 2015. 351 с. ↑
-
Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Проспект. 2018. 267с. ↑
-
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. 2017. № 2. С. 13-20. ↑
-
Эриксон Милтон. Мой голос остается с Вам . М.: Институт гуманитарных исследований . 2013. 216с. ↑
-
.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. 2017. № 2. С. 13-20. ↑
-
.Андрющенко Т.Ю, Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе // Вопросы психологии. 2017. №1. С. 4-6. ↑