Файл: Система правоохранительных органов рф задачи и функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
Кафедра Педагогики, психологии и социальной работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
«Система правоохранительных органов РФ: задачи и функции»
по учебной дисциплине: Основы права и политологии
Выполнил(а): Климова А.С.
Фамилия И.О.
Направление подготовки:
Психолого-педагогическое образование
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20__ г.
Омск
Оглавление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Правоохранительные органы РФ: понятие и виды 5
2. Задачи, функции и цель правоохранительной деятельности 8
3. К вопросу о профессиональной подготовке служащих правоохранительных органов и ее нормативное регулирование 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список использованных источников 16
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в России воплощаются в жизнь глобальные задачи, связанные с развитием демократического правового государства, созданием эффективной системы социального управления. В этих целях проводятся экономическая, административная, судебная, муниципальная и иные реформы.
Стоит отметить, что на первоначальном этапе реформирования нашей страны были совершены ошибки, и среди них можно выделить недооценку фактора преступности, как вполне самостоятельного и специфического социального явления, что привело к значительной криминализации различных институтов общества и государства, куда входит также экономика страны. Преступность приобретает свойства организованности, в том числе способность реального воздействия на состояние национальной безопасности нашей страны.
При таких обстоятельствах особую тревогу вызывает способность правоохранительной системы нашей страны подавлять преступность, обеспечивать должный уровень законности и порядка, что является в конечном счете необходимыми предпосылками для решения стоящих перед обществом и государством задач.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что сегодня разработка стратегии и тактики борьбы с преступностью на государственном уровне, нахождение новых подходов в деятельности правоохранительных органов, является крайне актуальными.
Необходима принципиально новая постановка приоритетов правоохранительной деятельности, на вершину которой поставлены ее непосредственные цели защиты прав и свобод человека, соответствие объективным потребностям общества, социализация правоохранительной деятельности, отвечающая истинным ценностям гражданского общества и правового государства.
1. Правоохранительные органы РФ: понятие и виды
Очевидно, что управление не может осуществляться без регулирования поведения членов общества (т.е. социальной общности придается определенная устойчивая структура), ему надлежит создать режим законности как действительность, в которой возможно его нормальное функционирование.
В связи с тем, что правоохранительная деятельность представляет собой формализованную государственную волю, она осуществляет эту волю посредством системы. Воля господствующего и режим законности находятся в соответствии друг с другом, поскольку воля создает определенный режим для наиболее эффективного, императивного проявления своей сущности, выраженной через систему государственных знаков, которая для этого развивается, провозглашает программу действий.
Правоохранительная служба в соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.05.2003 № 58 является одним из разновидностей государственной службы в РФ (также как и государственная гражданская либо военная служба). Определение правоохранительной службы дается в ст. 7 указанного Закона, которая понимается как вид федеральной государственной службы, которая являет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах государственной власти, службах и учреждениях, которые обеспечивают функции по безопасности, законности и правопорядку, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Люди, служащие на таких должностях присваиваются специальные звания и классные чины.
Следует определить перечень органов, служб и учреждений, где проходят правоохранительную службу. К ним явно должны быть отнесены те органы, которые в правовой науке, а также в нормах права получили наименование правоохранительных органов.
Четко определенного понятия правоохранительных органов в юридической науке отсутствует, а также различные специалисты в области права относят к правоохранительным органам различный круг органов и учреждений
1. Представляется, необходимо отличать между собой органы, осуществляющие правоохранительную функцию государства, и непосредственно правоохранительные органы. Можно сказать, что собственно правоохранительную функцию в той или иной мере осуществляют практически все органы государства, однако для ряда из них правоохранительная функция является главенствующей. Именно такие органы государства осуществляют правоохранительную деятельность.
Итак, выделим судебную, прокурорскую и полицейскую деятельность2.
Федеральные и мировые судьи, проходящие государственную гражданскую службу и занимающие государственные должности, осуществляют судебную деятельность.
Прохождение службы в органах прокуратуры на сегодняшний день регулируется разделом V ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1. Служащие органов прокуратуры являются государственными служащими.
Полицейская деятельность объединяет в себя классическую триаду (выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений), а также осуществление предварительного расследования преступлений, кроме того, разрешение административных правонарушений несудебными органами и др.
Исследование норм права позволяет сделать заключение, что те или иные виды полицейской деятельности осуществляют:
-
органы внутренних дел (все указанные виды полицейской деятельности, кроме исполнительного производства); -
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (кроме исполнительного производства); -
органы федеральной службы безопасности (кроме уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); -
органы таможенного контроля (кроме уголовно-исполнительной деятельности и исполнительного производства); -
Государственная противопожарная служба (административно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности); -
органы службы судебных приставов (уголовно-процессуальная деятельность, исполнительное производство, охрана порядка и обеспечение безопасности); -
федеральные органы государственной охраны (оперативно-розыскная деятельность, охрана порядка и обеспечение безопасности); -
войска Национальной Гвардии (охрана порядка и обеспечение безопасности); -
Служба внешней разведки (оперативно-розыскная деятельность).
Следует отметить, что в ряде перечисленных органов предусмотрена военная служба. Такое положение обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют также военную функцию государства.
Можем сделать вывод, что правоохранительная служба находится на особом положении в системе государственной власти, которая сочетает в себя признаки гражданской и военной государственной службы. Тем не менее, имея некий суверенитет, находится с другими звеньями системы государственной власти в определенной связи, осуществляя свои задачи и функции в корреляции с непосредственно своей моделью, определяющей функции и задачи правоохранительной службы.
Отдельного упоминания заслуживают органы безопасности.
Специфика работы органов ФСБ продиктована необходимостью применения ими определенных методов и средств для разрешения поставленных перед ними задач и исполнения обязанностей.
В систему правоохранительных органов России также входит нотариат, который выглядит как блок государственных органов, а также должностных лиц, осуществляющие нотариальные действия в соответствии с Основами законодательства о нотариате.
Юстиция как отрасль управления осуществляет функции по укреплению законности, содействию защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.
Блок органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции РФ, подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов, территориальные управления Министерства юстиции.
На основании вышеизложенного, можем сделать следующие выводы.
Ни в нормах закона, ни в научной среде нет четкого понятия «правоохранительная деятельность» или «правоохранительный орган», также как инет четкого перечня органов и учреждений, которые можно отнести к системе правоохранительных органов РФ.
Видами правоохранительной деятельности можно назвать судебную, прокурорскую и полицейскую деятельность.
2. Задачи, функции и цель правоохранительной деятельности
Правоохранительную деятельность можно определить как деятельность общественных и государственных организаций, осуществляемая в целях защиты прав граждан и организаций с помощью применения мер юридической ответственности, с соблюдением определенных законом процедур.
Как вид сознательного и активного отношения к окружающему миру любая деятельность, в том числе правоохранительная, имеет средства, цель, результат и сам процесс деятельности. Целью правоохранительной деятельности выступает защита самого закона. Основной целью правоохранительной деятельности выступает обеспечение верховенства права в государстве, под которым имеется в виду неукоснительное исполнение и соблюдение всех правовых норм, в особенности содержащихся в законах, должностными лицами, государственными органами, всеми правовыми актами граждан и их объединений.
Результатом правового режима является верховенство права – это общественный порядок, основанный на праве и сформированный в результате реализации принципов верховенства права. В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально уполномоченных (компетентных) правоохранительных органов, которые существуют только или в основном для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и осуществление мер воздействия (наказания).
Признаки правоприменительной деятельности реализуются в определенном порядке, установленном законом: обеспечение соблюдения прав и свобод граждан и организаций, предупреждение и выявление нарушений этих прав, предупреждение о принятии мер по устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер пресечения; осуществляются только путем применения мер правового воздействия.
К ним принято относить меры государственного принуждения и наказания, установленные законом; нормативные правовые акты, применяемые в процессе осуществления правовых вмешательств, которые должны строго соответствовать требованиям закона; осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; его осуществление возлагается в первую очередь на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы с полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной властью государства; обязательность решений и действий правоохранительных органов и их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, к которым они обращены; возможность свободного обжалования этих решений в установленном законом порядке, а также ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям их незаконными действиями, и возмещение причиненного ущерба.
Правоохранительная деятельность имеет связь с реализацией такой значимой внутренней функции государства, как правоохранительная функция. В ходе развития средств и организации и институтов, которые свойственны для правового государства, содержанием правоохранительной функции определяется деятельность, которая имеет связь, с одной стороны, с осуществлением всей совокупности социальных задач на базе органического сочетания мер охранительного, защитного и превентивного порядка, а с другой стороны, фактической надобностью обеспечения свобод и прав гражданина и человека в приоритетном порядке. Система гарантий выступает основным элементом содержания правоохранительной функции в качестве вида реализации деятельности государственных органов; они выступают непосредственным субъектом правоохранительной деятельности, который отвечает сущности современного российского государства.