Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самообладание – это способность сохранять спокойствие и трезвый ум, принимать взвешенные решения в сложных жизненных ситуациях. Без самообладания невозможно выстроить гармоничные отношения с окружающими, построить карьеру, обучиться чему-то и двигаться по жизни. Потеря самообладания чревата конфликтами, необдуманными поступками с плачевыми последствиями. Человек с неразвитым самообладанием может причинить вред себе и другим5. Теперь мы знаем все о внутренних и внешних ресурсах человека. Однако недостаточно просто разбираться в этом. Необходимо учиться грамотно использовать все свои ресурсы и регулярно восполнять потраченную энергию. Только так можно избежать истощения и выгорания, добиться успеха в жизни и удержать его. Что важнее в жизни человека: внутренние или внешние ресурсы? Сложно сказать, но, пожалуй, внутренние. Все во внешнем мире меняется, и только вы сами с собой проживаете каждую минуту. Вы можете сменить место жительства, окружение, работу и прочее, но в любое «новое» вы возьмете себя «старого». Внутренние ресурсы – самое ценное, что есть у человека. Поэтому крайне важно любить и принимать себя, заботиться о себе. Но при этом важно помнить, что внешние силы помогают поддерживать внутренние. Любовь к миру и открытость обществу – единственный путь к пополнению и восполнению как внутренних, так и внешних ресурсов человека.
Упражнение "Что может быть ресурсом"
Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее 7 пунктов.
Внутренние ресурсы
-убеждения;
-эмоции;
-качества
…
Внешние ресурсы
-информация;
-деньги;
-отношения;
Упражнение "Ресурс и контекст".
Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот.
Например:
-состояние спокойствия
-ресурс: при беседе с налоговым инспектором;
-не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче6.
Упражнение "Поиск ресурса"
Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).
1
2
3
4
5
6
2. Тренинг «Поиск внутренних ресурсов»
Упражнение "Что может быть ресурсом"
Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее 7 пунктов.
Внутренние ресурсы
-убеждения;
-эмоции;
-качества
…
Внешние ресурсы
-информация;
-деньги;
-отношения;
Упражнение "Ресурс и контекст".
Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот.
Например:
-состояние спокойствия
-ресурс: при беседе с налоговым инспектором;
-не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче6.
Упражнение "Поиск ресурса"
Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, ресурсы — это система взаимосвязанных компонентов индивидуально-средового характера, использование которых может эффективно влиять на преодоление кризисных ситуаций. Любая черта характера личности есть отражение индивидуального и социального пространства, которое наполняет человека и создает среду его существования. Вполне обоснованно рассматривать ресурсы личности в диалектическом единстве социально-психологических проявлений, поскольку характер личности, как и кризисные события, переживаемые человеком, не ограничиваются только уровнем внутреннего пространства человеческого существования, а выходят в сферу социальных связей. Ресурс это то, к чему мы можем обратиться когда: мы прибываем в нерешительности нет сил, осуществить желаемое; хотим изменений в жизни; нет интереса к жизни, и мало что радует; хочется сбросить груз усталости; не хватает жизненных сил; руки опускаются; не хватает уверенности; ощущается тревога и беспокойство; — нет ощущения гармонии; — ощущение бессилия и отсутствия опоры в жизни;И я думаю, вы можете дополнить этот список состояний, с которыми каждый из нас хоть раз сталкивался в своей жизни.
Когда мы говорим о ресурсе, мы подразумеваем некую силу, которая волшебным образом возникает в нас и таким же волшебным образом исчезает.
Но у всего есть свои причины и если вы находитесь в истощённом состоянии, то возможно вы: не знаете о своих ресурсах, о том, где их взять; привыкли тратить свои ресурсы необдуманно; не восполняете свой ресурс;— подавляете свои ресурсы, боясь оценок и осуждения со стороны окружающих; ориентируетесь в первую очередь на потребности других; недооцениваете, существующие у вас ресурсы.Ресурсы бывают внешние и внутренние: Внешние ресурсы: объекты и субъекты: памятные вещи, друзья и помощники, семья, дом, дерево и .тп.
Внутренние ресурсы бывают:
— телесные чувствование тела, занятия спортом, танец, сон, массаж, отдых, голос и пение, секс
— эмоциональные: чувствительность, проявление эмоций, восприимчивость, сентиментальность, творчество.
— когнитивные: планы, понимание, любознательность, идеи, ценности, права, воспоминания, самоидентификация, медитация, творчество, осознание.
Когда мы хотим обнаружить и активировать свои ресурсы мы обращаемся к внешним объектам, субъектам и к своим внутренним ресурсам которые хранит наше тело, наши эмоции, наша память, наш разум.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Адыширин-Заде К. А. Профессионально ориентированный подход к самоопределению будущих врачей // Вектор науки ТГУ. — 2016. — № 1(1). — С. 7–9. -
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Пер Сэ, 2017. — 511 с. -
Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис.... канд. соц. наук: 22.00.04. — М., 2016. — 19 с. -
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис.... д-р. филос. наук: 09.00.09. — Киев, 2019. — 34 с. -
Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 4 (020). — С. 163–166. -
Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2016. — 336 с. -
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2014. — 304 с. -
Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 2019. — 256 с. -
Крюкова В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.03. — М., 2015. — 32 с. -
Кухарчук А. М. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов. — Минск: Современное слово, 2016. — 544 с. -
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 2019. — 97 с. -
Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе // Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118–120. -
Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 2018. — 96 с.
1
2
3
4
5
6