Файл: Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета на современном этапе развития финансового рынка. (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация перечисленных мероприятий требует внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и разработки нормативно- правовых документов, позволяющих не только проводить соответствующие операции, но и обеспечить гарантии сохранности бюджетных средств. В экономической литературе уже отмечалось, что дальнейшее углубление взаимодействия Федерального казначейства Российской Федерации и Банка России направлено на поэтапный переход Казначейства к 2017г. в так называемый бюджетный банк или квазикредитную организацию с особым правовым статусом в части осуществления ими расчетно-платежных и учетных полномочий в отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. [22]

Это означает, что все счета, открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Банка России для обслуживания бюджетной системы, должны быть переведены в учетную систему Казначейства России. То есть все платежные операции будут осуществляться через единый счет Федерального казначейства в Банке России.

Таким образом, реализация направлений развития и совершенствования деятельности органов Федерального казначейства будет способствовать укреплению устойчивости, подотчетности и прозрачности бюджетной системы России, а также обеспечивать сохранность средств всех публично- правовых образований и при этом будет представлять собой динамично развивающуюся, надежную и передовую казначейскую систему.

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2.1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ, ВЛЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

В бюджетном секторе экономики регулярно присутствуют риски и угрозы, связанные с нанесением должностными лицами ущерба в виде нарушений бюджетного законодательства, в том числе вследствие нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.


Эти причины влияют на эффективность управления государственными финансами и бюджетным процессом. Обеспечение безопасного исполнения бюджета в современных условиях требует прочной правовой основы функционирования системы казначейства, в которой и происходит данный процесс. [23]

Под казначейским риском в ведомственных документах понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах, проводимых органами Федерального казначейства при осуществлении полномочий, и/или повлиять на достижение целей и при- вести к потерям финансовых и материальных ресурсов.

Категория «казначейский риск» обладает объективно-субъективной природой и имеет вероятностный характер проявления. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что казначейский риск является разновидностью финансового риска и характеризуется вероятностью отклонения качественных характеристик произведенного продукта (предоставленных услуг) органами Федерального казначейства от заданных параметров вследствие нарушений и недостатков, возникающих при исполнении установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, а также при отражении их в отчетности и при соблюдении полномочий при их санкционировании.

Безусловно, безопасность и стабильность функционирования казначейской системы, качество и масштабность реализации стоящих перед ней задач находится в прямой зависимости от состояния государственно- правового регулирования данного института. [24]

Поэтому при нормативно- правовом обеспечении развития системы казначейского исполнения бюджетов целесообразно обращать внимание на следующие факторы:

- необходимость и достаточность задач, поставленных перед органами казначейства;

- уровень существующего законодательства – достаточен ли он для достижения поставленных задач;

- соответствует ли международной практике действующее законодательство.

Существует четыре вида операционных казначейских рисков в зависимости от направления деятельности:

- Административный - возникновение нарушений, связанных с ошибка- ми при принятии решений и (или) совершении действий, а также при несоблюдении работниками установленных полномочий, при их недостаточной квалификации и (или) численности;

- Технологический - возникновение нарушений нормативно-правовых актов, связанных с ошибками в процессах проведения операций, расчетов по ним, их учета и отчетности;


- Технический - возникновение нарушений при функционировании и администрировании большого количества технических средств;

- Финансовый - возникновение нарушений нормативно-правовых актов в бюджетно-финансовой сфере, связанных с ошибками при проведении операций и их отражения в бюджетном учете и отчетности. [25]

Для выявления вышеперечисленных нарушений созданы органы внешнего государственного контроля, к которым следует отнести:

- органы финансового контроля законодательных и представительных органов власти (Счетная палата РФ, контрольные счетные палаты законодательных собраний субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

- органы финансового контроля исполнительных органов власти (Контрольно-ревизионное управление Президента Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, финансовые и контрольно-ревизионные органы субъектов Российской Федерации). [26]

Невыполнение требований по осуществлению внутреннего контроля и аудита в структурном подразделении органов ФК ТОМ 1 28-29 апреля 2016 года что предопределяет ее присутствие в любой сфере деятельности и на всех уровнях экономических отношений, в том числе и на уровне принятия государственного бюджета на соответствующий период времени. [27]

Проведение эффективной бюджетной политики государства, инструментом которой является бюджет, позволит достичь поставленных целей за счет соблюдения получателями бюджетных средств финансовой дисциплины и выполнения необходимых условий, направленных на снижение и предотвращение угроз и рисков в экономической сфере деятельности государства.

Финансовая безопасность – это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально- экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере. Финансовая безопасность РФ – составная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России.[28]


Подводя итог, следует сказать о том, что экономическая безопасность Российской Федерации на прямую зависит от финансовой безопасности страны, залогом обеспечения которой является надежное функционирование системы органов Федерального казначейства, в сфере деятельности, которых существуют определенные риски и угрозы, требующие постоянного контроля.

2.2. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РФ

Деятельность органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления с 90-х годов ХХ века по настоящее время сопровождается внедрением и распространением различных технологий, направленных на повышение эффективности функционирования в целом и эффективности использования бюджетных средств в частности. [29]

Одним из наиболее существенных и  спорных изменений является совершенствование практики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Размещение заказа является способом обеспечения потребностей органов власти и управления, а также учреждений и организаций, финансируемых за счет бюджетов. [30]

В процессе планирования и размещения заказов следует реализовать две основные задачи:

• обеспечение поступления в государственный (муниципальный) орган власти (управления) или учреждение действительно необходимых товаров, работ, услуг, создающих условия для выполнения установленных функций;

• реализация принципа экономии бюджетных средств при условии сохранения требований к качеству товаров, работ, услуг.

В роли госзаказчика могут выступать различные государственные и муниципальные институты, в частности территориальные органы Федерального казначейства.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. [31]

Базовым документом в этой сфере является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором предусмотрены следующие способы размещения государственного заказа:


• конкурс (открытый, закрытый);

• аукцион (открытый, закрытый, в электронной форме);

• запрос котировок;

• размещение госзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

• размещение на товарных биржах.

Наиболее конкурентным, на наш взгляд, является проведение торгов в форме электронного аукциона:

- при проведении процедур взаимодействие поставщика и заказчика минимально;

- информация об участниках становится доступной заказчику только после проведения аукциона, что исключает сговор сторон.

В то же время вероятный процент экономии бюджетных средств также может быть наиболее высоким. [32]

На сегодняшний день размещение заказов путем запроса котировок выступает достаточно популярной формой закупок. Основное преимущество такого способа – наиболее короткие сроки проведения процедур (контракт может быть заключен уже через 12 дней со дня публикации извещения о их наличии).

На первый взгляд запрос котировок является упрощенной процедурой размещения заказа, направленной на сокращение сроков его размещения и освобождение заказчика от совершения ряда действий. Однако практика применения Закона №94-ФЗ показывает, что у заказчика, выбравшего данный способ размещения заказа, отсутствуют многие механизмы защиты от недобросовестного поставщика.

В частности, заказчик не может требовать обязательного предоставления документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к  лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Также он не  вправе устанавливать ни  обеспечение котировочной заявки, ни  исполнение контракта. [33]

При этом в отличие от процедур торгов заказчик может вносить изменения в извещение о запросе котировок, а участник размещения заказа не имеет права вносить изменения в свою котировочную заявку.

Основным недостатком запроса котировок, делающим его неконкурентным и уязвимым для коррупции, является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, так как все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

В связи с этим для снижения вероятности возникновения коррупционных схем нужно упразднить запрос котировок и заменить его на более «короткий» по сроку проведения электронный аукцион, который обеспечивает прозрачность ведения торгов и честную конкуренцию.