Файл: Анализ факторов конкурентоспособности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- совершенствование системы управления качеством;

- увеличение объемов продаж на экспорт;

- производство хлеба и хлебобулочных изделий;

- создание и развитие транспортно - логистического центра;

- осуществление международных транспортных перевозок;

- инвестирование строительства и развития животноводческого комплекса по производству молока;

- переработка животноводческой продукции с целью получения сырья для производства кондитерских изделий. Цель компании - быть лидирующим производителем кондитерских изделий, не имеющих аналогов в России, сохраняя высокий уровень качества продукции, упаковки и дизайна. А так же обеспечивать непрерывное развитие компании посредством оптимального сочетания интересов потребителей, акционеров, сотрудников компании, ее поставщиков и дистрибьюторов. Технические возможности фабрики позволяют выпускать более 100 тонн продукции в сутки. Производственная мощность предприятия составляет около 35 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 400 наименований. Шоколадные конфеты, хрустящие конфеты, мягкие конфеты, карамель: мягкая, шипучая, отливная, леденцовая, молочная, ирис, крекер, печенье… Постоянно появляются новые виды изделий. Кондитерская фабрика «АККОНД» является единственным в России производителем мягкой жевательной карамели серии «Капелька», хрустящих конфет «Слимо», мягких конфет «Нюанс» и «Снопик». Оригинальные конфеты из нежного суфле «Леди день», «Леди ночь», «Птица дивная» - изготовленные по уникальной рецептуре, являются гордостью фабрики. Высокие показатели во всех областях деятельности предприятия позволили добиться признания на национальном и международном уровнях. На отечественном рынке предприятие входит в список номинантов конкурса «Лучшие российские предприятия» и сохраняет лидирующие позиции в области качества. В 2001 году кондитерская фабрика «АККОНД» получила международный сертификат системы управления качеством ISO 9001:2000, в сентябре 2004 года был получен международный сертификат управления качеством на основе принципов ХАССП. Высокое качество продукции ОАО «Акконд» неоднократно было подтверждено наградами престижных российских и международных выставок. Это золотые и платиновые медали «Знак качества XXI века», золотая медаль конкурса «Всероссийская марка качества». В ноябре 2000г. предприятию была присуждена премия Президента Чувашской республики в области качества, в октябре 2015 кондитерская фабрика «АККОНД» награждена премией Правительства Российской Федерации в области качества. Таким образом, благодаря прогрессивным технологиям, современному оборудованию, высокому профессионализму и ответственности сотрудников, кондитерская фабрика «АККОНД» является одним из лидеров кондитерского рынка – производителем качественной продукции мирового стандарта.


2.2. Анализ динамики и состава прибыли

Предприятие не имеет просроченной задолженности по всем видам платежей.

Налоги и платежи в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в отчетном году уплачивались в полном объеме и в установленные сроки.

В 2015 году ОАО «АККОНД» получило 562 млн. руб. прибыли, что на 215 млн. руб. больше, чем в 20014 году.

95 % полученной прибыли составляет прибыль от реализации кондитерских изделий;

1 % - хранение свободных денежных средств;

3 % - от операций с валютой.

Заработанная прибыль обеспечила финансовую устойчивость предприятия:

- стоимость активов предприятия за отчетный год возросла на 448 млн. руб.,

в том числе:

- за счет прибыли – 430 млн.руб.

- за счет отложенных налоговых обязательств – 13 млн.руб.

- за счет кредита банка – 5 млн. руб;

- коэффициент собственности составил 0,9;

- коэффициент текущей ликвидности 4,1.

Объем реализации кондитерских изделий к уровню прошлого года составил 111%.

Кондитерские изделия поставляются во многие регионы Российской Федерации:

Чувашия – 40 %;

Москва и Московская область – 10 %;

Новосибирская область –10 %;

Краснодарский край – 7 %;

Мари-Эл – 3%;

Челябинская обл. – 3 %;

Реализация продукции на экспорт составила 4 %.

Индекс цен на кондитерские изделия к прошлому году составил 1,28. Средняя цена на кондитерские изделия в 2015 году составила 75,19 руб., а в 2014 году – 58,9 руб. за 1 кг.

В 2008 году выпуск кондитерских изделий составил 34 758 тонн, за 2014 год – 30 975 тонн. Объем производства в натуральном выражении увеличился на 12,2 % к уровню прошлого года.

Выпуск товарной продукции в действующих ценах за 2008 год составил 2 625 млн. руб., за 2014 год – 1 827 млн. руб.

Товарная продукция прошлого года в действующих ценах увеличилась на 43,7 %, в сопоставимых ценах – на 19,1 %.

Рентабельность производства кондитерских изделий в 2008 году составила 28,6 %, в 2014 г. – 24 %.

Степень использования производственной мощности в целом по предприятию за 2015 год составила 83,2 %.

Низкая степень использования производственной мощности:

- линия сбивных конфет (КШЦ) – 81,1%

- линия десертов (сбивных, кремовых) – 53,0%

- линия конфет отливных (тоффи) – 49,0%

- линия конфет № 5 (2-х слойные) – 42,7%

- линия бисквитных вафель (Амбрель) – 42,2%

- линия десертов (пористые) – 13,5%.

Неполное использование производственных мощностей привело к снижению объема выпуска продукции, росту ее себестоимости, увеличились постоянные расходы на единицу продукции.


Резервы для увеличения объемов производства имеются. Основная причина низкого темпа производства – низкий потребительский спрос на продукцию.

На 1 января 2016 года первоначальная стоимость основных средств составила 1 249 млн. руб. Введено в 2015 г. основных средств на сумму 283 млн. руб. Ввод основных средств осуществлен за счет собственных источников.

В 2015 году предприятием получена льгота на имущество 4 427 тыс.руб., налог на прибыль – 3 700 тыс.руб.

2.3 Оценка конкурентоспособности

Основной хозяйственной деятельностью ОАО «АККОНД» является производство и реализация кондитерских изделий. Основную часть оборота общества составляет продажа собственной кондитерской продукции.

Для определения конкурентоспособности «АККОНД» было проведено анкетирование 100 человек в возрасте от 15 до 47 лет. Каждому опрошенному было задано 7 вопросов связанных с деятельностью компании «Акконд» и её конкурентов «СладКо» и «Красный октябрь». Большинство опрошенных любят сладкое- это составляет 80% , для 59% важно, что бы продукция было произведена в нашем регионе. Для опрошенных необходимо, что бы продукт обладал следующими характеристиками: приемлемые цены (94%), натуральные ингредиенты в составе (87%), хорошие вкусовые качества (92%), дизайн упаковки (66%), оригинальность продукции (51%), качество продукции (100%),

известность компании (72%). Все участники анкетирования знакомы с компанией «Акконд», большинство из них любят продукцию этого предприятия (83%). 95% опрошенных чувствуют разницу между компанией «Акконд» и её конкурентами «СладКо» и «Красный октябрь», и 62% предпочитают продукцию компании «Акконд». По результатам опроса видно, что кондитерские изделия этой компании пользуются спросом, она зарекомендовала себя как поставщик продукции высокого качества. Продукция общества удовлетворяет потребности покупателей .

В 2016 году общество произвело 34 758 тонн кондитерских изделий, что составляет 1,22 % в объеме кондитерских изделий российского рынка. В обществе занято около 1600 сотрудников.

На протяжении 3-х последних лет наблюдается незначительный рост динамики продаж. Наблюдается рост доли упакованной продукции, что связано с ростом каналов продаж через супермаркеты. Качество продукции (ОАО «АККОНД» имеет международный сертификат качества системы ИСО – 9001:2000, ХАССП) позволяет держать конкурентоспособную цену. Осуществляя работу по снижению затрат на выпускаемую продукцию и в целях диверсификации капитала, общество явилось поручителем по договору строительства животноводческого комплекса молочного направления на базе ОАО «Фирма «АККОНД-АГРО», что позволит осуществлять прямые сырьевые поставки молочной продукции на изготовление кондитерских и хлебобулочных изделий. Ожидаемое уменьшение затрат Общества за счет использования прямых сырьевых поставок молочной продукции составит 9 миллионов рублей в год.


Риски, связанные с рынками сырья, закупаемого обществом не являются критическими. В себестоимости продукции долю, способную серьезно влиять на деятельность общества, составляет только сырье и упаковка. Годовой бюджет Общества составляется с учетом возможных рисков повышения цен на те или иные виды сырья.

Наиболее значимые возможные изменения в кондитерской отрасли (отдельно на внутреннем и внешнем рынках): рост стоимости сырья и энергоносителей, которые составляют значительную часть себестоимости продукции. Данные риски обществом в настоящее время минимизируются за счет более эффективной организации производства.

Макроэкономические риски – это риски, связанные с изменением экономической конъюнктуры и мировым финансовым кризисом, и как следствие, снижением деловой активности в национальной экономике, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляцией, изменением банковских процентов.

Макроэкономические риски для общества обусловлены изменением уровня следующих групп экономических показателей:

- уровень инфляции;

- объем и структура ВВП;

- уровень оплаты труда;

- уровень безработицы.

Увеличение уровня инфляции на 6 % в год в совокупности со снижением реальных доходов населения позволяет сделать вывод об общем ухудшении благосостояния населения страны. В связи с этим, потенциальный потребитель сможет тратить на продукцию не первой необходимости, в том числе и на кондитерские изделия, меньшую часть личных доходов. Таким образом, появляются реальные риски снижения объемов производства и продаж.

Для того чтобы оценить, является ли продукция предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара – конкурента, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.

2.4 Повышение эффективности маркетинговой деятельности

Предприятие - сложный механизм по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора.


Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.

В обстановке роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом, заметим, сокращается необходимость и в вертикальной координации.

Для обеспечения высокой производительности труда работников, руководству необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.

Также, в качестве рекомендации, можно предложить формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме.

Дальнейшее развитие Общества может быть связано с увеличением объема выпуска основной продукции, повышением качества выпускаемой продукции, совершенствованием системы продаж.

Основные направления технического развития производства, способствующие повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции могут быть:

1) реконструкция и модернизация имеющегося оборудования;

2) расширение производственных площадей;

3) приобретение нового оборудования;

4) улучшение культуры производства.

Разработка и запуск производства новых видов кондитерских изделий и новых видов хлебобулочных изделий, увеличение объемов экспорта так же увеличат конкурентоспособность предприятия.

Для повышения эффективности работы общества основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности.

Практическое значение имеет использование конк­ретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение потребителей.

В качестве маркетингового приема можно использовать дегустацию новых товаров в сети крупных гипермаркетов. Покупатель будет знать вкус новых конфет и будет их покупать без опаски.