Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее равновесие и общественное благосостояние
1.1 Рыночная ситуация при равенстве при равенстве спроса и предложения
1.2 Показатели общественного благосостояния
1.3 Спрос на деньги. Цена равновесия
2. Анализ денежного рынка в России.
2.1 Количество и структура денежной массы и ее динамика.
Введение
Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе и именно поэтому моя работа актуальна. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике, поэтому целью данной курсовой работы является изучение денежного рынка, определение участников, а также инструментов денежного рынка. Основу денежной системы составляет равенство спроса денег на их предложение, но современная экономика такова, что из-за многих причин рыночный механизм не сохраняет должное равновесие денежного рынка, а значит, в данной курсовой работе необходимо рассмотреть, что влияет на изменения спроса и предложения.
Деньги играют фундаментальную роль во всех современных экономиках. Более того, они кажутся столь естественной характеристикой экономики, что мы не представляем, какой была бы жизнь без них, вероятно, крайне трудной. Даже проведение простых операций купли продажи было бы слишком трудно и обременительно.
Наша современная финансовая система, содержащая наличность, чеки, расчетные автоматы и множество сложных финансовых инструментов, не возникла за один день. Но ядром этой системы являются деньги. Деньги это предмет, который служит общепринятым средством обмена или средством платежа.
В экономических условиях состояние рыночного равновесия — временное явление, поскольку изменения спроса (дохода, предпочтений потребителей) или предложения (затрат на производство) приводят к смещению их кривых на графике, установлению новой равновесной цены и количества товара.
Ракция спроса или предложения на волатильность цены — эластичность. Этот показатель рассчитывается как отношение процентного изменения количества требуемого (доступного) товара к процентному изменению цены. Сравнение двух рыночных равновесий до и после изменения известно, как «сравнительная статика».
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать особенности общего равновесия и общественное благосостояние.
Для достижения поставленных целей мною решаются следующие задачи:
- Дать понятие общего равновесия.
- Рассмотреть функции общественного благосостояния.
- Рассмотреть денежный спрос и цену равновесия.
- Провести анализ денежного рынка России.
- Рассмотреть количество и структуру денежной массы на примере ЦБ.
- Рассмотреть валютную систему РФ.
- Рассмотреть стратегические планы развития и прогнозы платежного баланса на 2016-2018 года.
Предметом исследования являются экономические взаимоотношения хозяйственных субъектов в сфере финансов. Объектом исследования является денежный рынок и его равновесие.
1. Общее равновесие и общественное благосостояние
1.1 Рыночная ситуация при равенстве при равенстве спроса и предложения
Рыночное равновесие изображается на графике спроса и предложения в точке пересечения их кривых. В этом месте сходятся равновесные цена и количество товара. На вертикальной оси графика расположены координаты цен, на горизонтальной — значения количества единиц продукции. Если сдвигается кривая предложения или спроса, создается новая равновесная цена. Движения кривых спроса и предложения не зависят друг от друга [3].
Рисунок 1. Рыночное равновесие
Равновесную цену называют «ценой рыночного клиринга». В этой ситуации все товары, предлагаемые производителями, приобретаются потребителями.
В экономических условиях состояние рыночного равновесия — временное явление, поскольку изменения спроса (дохода, предпочтений потребителей) или предложения (затрат на производство) приводят к смещению их кривых на графике, установлению новой равновесной цены и количества товара.
Ракция спроса или предложения на волатильность цены — эластичность. Этот показатель рассчитывается как отношение процентного изменения количества требуемого (доступного) товара к процентному изменению цены. Сравнение двух рыночных равновесий до и после изменения известно как «сравнительная статика».
Виды рыночного равновесия
Рыночное равновесие, в зависимости от волатильности цен и распространения товарных отношений, делится на следующие виды:
- устойчивое (статическое) и неустойчивое (динамическое). Устойчивое равновесие представляет собой баланс, который восстанавливается с сохранением прежней стоимости и объема продаж. Различают абсолютную, относительную, локальную, глобальную устойчивость рынка. Неустойчивое равновесие — это баланс, который возобновляется с изменением уровня цен и объема продаж;
- частное и общее. Первое предусматривает уравновешивание спроса и предложения, сложившееся на отдельном секторе рынка (инвестиционном, финансовом и др.). Общее равновесие — это соответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, т. е. сбалансированное функционирование всех частей рынка.
Нарушение рыночного равновесия [4]
Отклонения от рыночного баланса спроса и предложения могут вызывать:
- избыток продукции. Излишек возникает в результате того, что предложение превосходит спрос. Цена товара больше равновесной, а доступное количество — превосходит требуемое. Для устранения избытка снижаются цены до уровня равновесных. По мере этого увеличивается спрос и реализация продукции;
- товарный дефицит. Нехватка ресурсов появляется, когда спрос преобладает над предложением. Цена товара меньше равновесной, доступное количество — ниже требуемого. Дефицит устраняется путем повышения цены до уровня равновесной. По мере этого уменьшается спрос и увеличивается запас продукции на рынке.
Ценовой контроль со стороны государственных органов может законодательно устанавливать цены выше (минимальная заработная плата) или ниже (арендная плата) равновесной цены для принесения пользы определенным сегментам рынка.
Анализ рыночного равновесия проводится по отношению к рынкам товаров и услуг, труда, капитала и других факторов производства. Установление баланса между спросом и предложением осуществляется на уровне предприятия, отрасли промышленности или всей экономической системы.
Комплекс законодательных, финансовых и административных мер, используемых государством с целью воздействия на цены, устанавливаемые производителями товаров и услуг.
Грамотно выстроенная политика органов власти помогает сгладить циклические колебания, поддержать экономику в стабильном состоянии, способствовать снижению инфляции и безработицы.
Способы контроля
В зависимости от характера воздействия на хозяйствующие субъекты меры контроля и регулирования цен разделяются на две группы:
- Прямые. Это непосредственное воздействие на уровень цен, предполагающее установление минимума или максимума, нормирование показателей рентабельности, определение нормативов затрат, влияющих на окончательную стоимость продукта.
- Косвенные. Это регулирование ценовой политики компаний опосредованно: путем выплаты субсидий и дотаций производителям, изменения налоговых ставок, установления норм амортизации, управления рынком кредитования, инвестирования государственных средств в определенные отрасли. Так власти воздействуют не на саму стоимость продукции, а на факторы ее формирмирующие [2].
Цели
Необходимость государственного регулирования цен обусловлена двумя группами причин:
- нестабильностью рынка, которая проявляется в том, что рост производства сменяется кризисом и застоем;
- наличием макроэкономических задач, решение которых — обязанность государства (недопущение инфляции, поддержание уровня занятости).
Действия властей по контролю цен могут иметь следующие цели:
- устранение ценовых диспропорций по отдельным видам товаров;
- остановка инфляционных процессов;
- стимулирование роста отдельных отраслей промышленности;
- развитие внешнеэкономической деятельности;
- мобилизация бюджетных средств для проведения социальных программ и т.д.
Свободный рынок означает, что цена выступает инструментом, уравновешивающим спрос и предложение. Стоимость товара достигает значения, при котором потребители желают приобрести ровно столько продукции, сколько изготовили производители.
Достигнутый баланс может не устроить поставщиков, которые посчитают, что установившаяся цена сводит их прибыль к минимуму. Против возникшей ситуации могут выступить покупатели, утверждающие, что высокая стоимость не позволяет им удовлетворять насущные потребности. Для разрешения возникшего спора необходимо вмешательство государства, которое поддержит одну из сторон. Практика показывает, что роль контроля и регулирования возрастает в периоды кризисов, природных бедствий, военных действий [1].
Экономические последствия
Если государство устанавливает коридор цен в пределах рыночного равновесия, ему удается решить поставленные задачи без неблагоприятных последствий для экономики. «Побочные эффекты» возникают в двух случаях:
- Верхний предел стоимости товара устанавливается ниже равновесной цены. Эта мера используется государством с целью поддержания беднейших слоев населения, восстановления равенства при распределении товаров и услуг. Результат ее введения — сокращение производства при одновременном росте спроса, возникновение товарного дефицита.
- Верхний предел стоимости товара устанавливается выше равновесной цены. Цель этой меры — поддержка производителей в сложный для них период (кризис, неурожайный год и т.д.). Из-за высокой стоимости товаров спрос падает, а производство растет, т.к. увеличиваются потенциальные выгоды компаний. На рынке происходит процесс затоваривания, работа фирм становится менее эффективной, потому что высокая прибыль не стимулирует их к поиску путей снижения издержек, развития новых технологий[2].
1.2 Показатели общественного благосостояния
На протяжении длительного времени основным макроэкономическим показателем, характеризующим уровень экономического и социального прогресса государства, является валовый внутренний продукт (ВВП). Под валовым внутренним продуктом принято считать стоимость конечных товаров и услуг, произведенных как гражданами, так и не гражданами в пределах одной страны за один календарный год. [6, c. 15] Данный показатель воспринимается, как один из самых точных показателей уровня благосостояния нации и качества экономического роста. Однако не стоит забывать о том, что ВВП характеризует только объемы производства экономических благ, но не их качественную составляющую. [4, c. 8]
Впервые понятие ВВП было упомянуто в 30-е годы ХХ века американским экономистом Саймоном Кузнецом. Экономистом была дана оценка национальному(валовому) доходу США за 6 лет и представлена Конгрессу США. [6, c. 23] В дальнейшем ВВП стал базовым показателем для исчисления системы национальных счетов (СНС). Для того, чтобы посчитать совокупность произведенного продукта используются три метода: производственный метод, метод конечного использования и распределительный метод. [6, c. 24] Обязательным условием при подсчете ВВВП является то, что произведенные продукты и услуги в течение года были учтены лишь раз. В связи с этим следует избегать промежуточной продукции, которая проходит несколько производственных стадий, прежде чем попасть на рынок. [6, c. 24]
В современных условиях, где особую значимость придают устойчивому развитию экономики, становится актуальным вопрос о социальной ориентированности создаваемого валового продукта, т.е. отражение в составе ВВП всего того, что способствует увеличению благосостоянию нации. [5, c. 32] Самым распространенным примером противоречий таких понятий как ВВП и благосостояние общества является то, что такие виды хозяйствования как торговля наркотиками, мошенничество, терроризм и т.д. увеличивают сегодняшний ВВП, однако значительно снижают уровень благосостояния граждан. По мимо этого, экологическая деградация также не учитывается в расчетах. Особое влияние на благосостояние общества оказывает теневая экономика. Такое явление наиболее характерно для развивающихся стран, где благосостояние многих домохозяйств зависит от неформальной экономической деятельности. Это связано, прежде всего, с сокрытием доходов от налогообложения. Однако, если не учитывать данную экономическую активность, то уровень ВВП будет значительно ниже реальных показателей. [5, c. 43] Так же стоит отметить, что в ВВП не учитываются товары и услуги, не имеющие рыночной стоимости, а также легальная деятельность всякого рода, не облагаемая налогом. Помимо всего вышеперечисленного не стоит забывать и о том, что в объеме выпуска не учитывается использованное время людьми для повышения как своего интеллектуального, так и общеобразовательного уровня, что является немаловажным для уровня благосостояния общества. [5, c. 45]