Файл: Форма государства (Понятие и функции формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1159

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все юридические признаки единства системы государственной власти проявляются в том, что совокупность компетенций госорганов включает все полномочия, которые нужны для реализации функций государства. А определенные органы данной системы не вправе предписывать одним и тем же субъектам при одинаковых обстоятельствах взаимоисключающие правила для поведения.

В России государственная власть осуществляется системой, в которую включены следующие федеральные госорганы – Президент РФ, исполнительные, законодательные и судебные органы, а также все госорганы субъектов РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ). В Конституции установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. За пределы границ своих полномочий госорганы выходить не вправе.

4. Равноправие и самоопределение народов России. Данный принцип федеративного устройства предполагает, что все народы в Российской Федерации наделены одинаковыми правами. Равноправие народов предполагает равенство их прав и свобод во всех вопросах государственного устройства, в развитии своей культуры и т.д.

Народы России имеют равные права на определение формы своей государственности. В настоящее время в РФ имеется 85 субъекта: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов.

Таким образом, все народы России наделены правом на самоопределение, но оно может реализовываться только в рамках РФ или в любой иной форме, но лишь с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Этот принцип федеративного устройства предполагает, что все субъекты РФ имеют одинаковые права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также что в составе Федерации не должно быть субъектов, которым в данных взаимоотношениях предоставлены какие-либо преимущества относительно правового статуса других её субъектов. В данном смысле все субъекты РФ характеризуются равноправностью.[18]


Однако данное равноправие не означает, что все субъекты РФ обладают полностью одинаковыми правами. Так, республики в составе России имеют несколько больше самостоятельности в сравнении с областями в решении определенных вопросов. При этом равноправие характерно всем республикам в составе РФ, также равноправны все области и края, города федерального значения, автономные округа.

Все принципы государственного устройства России весьма тесно взаимосвязаны. Ключевой целью и практическим назначением принципов федеративного устройства выступает содействие эффективному государственному строительству в России. Важно подчеркнуть, что закрепление в Конституции федеративного устройства государства вовсе не означает, что формы и основы сложившейся федеративной организации страны полностью неизменны. Так может изменяться состав субъектов РФ, объем их полномочий и компетенций и т.д.[19]

3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет форму правления государства: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Российское государство является федерацией. В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации с ее огромной территорией, ее многонациональным населением, наличием существенных различий в социально-экономическом развитии регионов проблемы территориальной организации государственной власти выступают в числе острейших в теории и практике государственного строительства.[20]

Хотя Россия согласно Конституции является федерацией, в ее политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется, прежде всего, в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том, что власти субъектов Федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушают Конституцию РФ и федеральное законодательство. Федеральный центр пытается отрегулировать свои отношения с субъектами Федерации с помощью сомнительной практики подписания специальных договоров и соглашений между центром и регионами. Эти документы носят конъюнктурный характер, зависящий от политических ситуаций и личностных факторов. Они разноплановы по [21]содержанию и усиливают асимметричность федеративных отношений.


В нашей стране очень важным является нахождение и поддержание оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Как уже отмечалось, статьей 72 Конституции РФ определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации. Предметы же непосредственного ведения субъектов Российской Федерации Конституцией РФ четко не определенны. Трудно назвать какие-нибудь более или менее значимые предметы исключительного ведения субъектов РФ, поскольку им практически ничего не осталось. В этом видится одна из причин несоответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству.

Решением указанной проблемы может стать дополнение статьи 73 Конституции РФ, которое бы раскрывало четкий перечень полномочий субъектов Российской Федерации.

Для Российского государства необходимо найти такую форму государственного устройства, которая бы обеспечила гармоничное развитие и укрепление федеративного государства в целом и всех субъектов Российской Федерации.[22]

В настоящее время, по моему мнению, в Российской Федерации баланс между центром (верховными органами государственной власти) и регионами (органами государственной власти субъектов РФ) поддерживается в большей степени благодаря чрезмерно широкому объему властных полномочий Президента РФ. Но такая ситуация не может оставаться вечной, так как демократические процессы не совместимы с чрезмерной монополизацией власти.

В современной России только законодательная власть субъектов РФ не зависит от Центра, но находится под сильным влиянием главы региона. Что касается судебной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то они в своем подавляющем большинстве находятся в федеральном подчинении, что также является предметом постоянных трений между центром и регионами.

По моему мнению, в настоящее время в Российской Федерации необходимо создать все условия для независимой (в рамках федерального законодательства) законодательной и судебной власти, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ. Со временем, по мере позитивного развития Российского государства возможен вариант предоставления большей самостоятельности и исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с действующей Конституцией РФ в основе государственного устройства России лежат два противоречивых принципа: национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориальный (края, области, города федерального значения). Этот факт, по моему мнению, значительно затрудняет государственное управление в нашей стране.


Нигде в мире не было, нет и вряд ли, будут федерации с таким количеством разноплановых по своему внутреннему содержанию субъектов.[23]

Как отмечалось выше Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных субъектов РФ. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ утверждает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

В то же время между субъектами Российской Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности:

1. Республика является государством в составе Федерации. Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ за республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы.

3. Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя (ст. 11 Конституции РФ), общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти – высшими органами. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган - Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд и т.д.[24]

4. Только республики наделены правом установления своих государственных языков (часть 2 статьи 68 Конституции РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы - значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.

Конституционный статус субъектов Российской Федерации ведет к национальному неравноправию, что, безусловно, влечет социальную напряженность в обществе. Конституции республик в составе Российской Федерации, как правило, подчеркивают национальный характер своей государственности.

По моему мнению, высшим органам государственной власти Российской Федерации надо стремиться к созданию условий для уравнивания полномочий субъектов Российской Федерации, например, законодательно уравнять статус республики и области. Необходимо постепенно уходить от национально – территориального деления нашей страны. При всем при этом национальные автономии должны поддерживаться государством, но не обязательно они должны являться отдельными субъектами РФ. Я считаю, что федеративное устройство в нашей стране должно строиться в основном на административно-территориальном принципе. В состав субъектов РФ могут включаться одна или несколько национальных автономий, которые вполне способны решать вопросы самобытности народов, развития их культуры, национального языка и т.д. Принятые государством меры не должны способствовать отделению части субъектов от Российской Федерации. Так, после выборов Президентом США Барака Обаму в Соединенных Штатах Америки 22 штата начали сбор подписей за выход из состава федерации.[25]


Уровень социально-экономического развития российских регионов очень отличается. Регионы РФ подразделяются на дотационные регионы и регионы-доноры. Регионы-доноры перечисляют большую часть своих доходов в федеральный бюджет и требуют равенства с другими субъектами РФ. По моему мнению, разумное укрупнение (слияние) регионов в нашей стране могло бы существенно снять ряд противоречий, возникающих между регионами, между регионами и центром. Одним из решений проблемы могло бы стать слияние регионов-доноров с дотационными регионами. Например, слияние региона-донора Самарской области и ее «не богатого соседа» Ульяновской области. Кроме того, процесс укрупнения регионов РФ позволит постепенно отойти от национально-территориального принципа федеративного устройства и тем самым окончательно уровнять все регионы нашей страны. Например, объединение Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами; объединение Алтайского края и Республики Алтай; вхождение Республик Тыва и Хакасия в состав Красноярского края. Укрупнение  регионов позволит стабилизировать  обстановку в России и повысить эффективность  государственного управления и что не маловажно снизить издержки на содержание управленческого аппарата.[26]

Таким образом, к принципам федеративного устройства относится: принцип государственной целостности России; принцип единства системы государственной власти; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; принцип равноправия и самоопределения народов в России; принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами государственной власти. Российская Федерация имеет ряд проблем федеративного устройства, которые требуют решения для системного, продуктивного и эффективного развития федеративных отношений на территории нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий: внутреннюю структуру  государства; способ его политического  и территориального деления, обуславливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

История существования государства  свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой),  способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.