Файл: Форма государства (Понятие и функции формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1041

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В мире на 2020 год насчитывается 195 государств. Каждое государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной , охранительной функций, способное делать свои веления обязательными для населения всей страны, управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением.

Актуальность темы. Развитие современного мира не стоит на месте, постоянное изменением экономической и политической ситуации на международной арене показывает, в той или иной степени, об устойчивости форм государственного устройства. Отсюда следует важность понимания основ касающихся форм государственного устройства так как от этого будет зависеть последующая политическая ситуация как внутри государства, так и в отношении с другими государствами.

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма  правления отвечает на вопрос о том , кто и как правит, то политический  режим характеризует, как, какими способами осуществляется государственная власть в конкретном обществе,  форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Цель данной курсовой работы - раскрытие понятия государственного устройства, изучение форм государственного устройства, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. Раскрыть понятие «формы государства»;
  2. Изучить историческое развитие форм государства;
  3. Дать характеристику форм государственного устройства;
  4.  Разобрать основные принципы построения Российского государства, как федерации, выявить проблемы федеративного устройства.

Для написания работы я использовала электронные ресурсы сети «Интернет»,  учебную литературу по курсу «Теория государства и права» и «Конституционное (государственное) право», затрагивающие вопросы рассматриваемой проблемы. Хотелось бы отметить, таких  авторов учебников  как: Шахрай С.М., Ярыгина Ю.В., Умнова И.А. Хропанюка В. Н., где изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание, затрагивающие тему данной курсовой работы.


Глава 1. Форма государства

Понятие и функции формы государства

Форма государства – это категория, определяющая способ организации и осуществления государственной власти; показывающая особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются для осуществления организующей и управленческой деятельности. Именно форма государства отвечает за то, как устроено государство, дает его общую характеристику и позволяет более полно и точно охарактеризовать саму специфику государственной власти конкретного общества. [1]

Функции государства основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1. Регулятивная. Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам.

2. Охранительная. Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения и в равной степени.

3. Экономическая  – направление деятельности государства по обеспечению хозяйственного поступательного развития общества, созданию оптимальных экономических структур, единого экономического пространства, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности.

4. Политическая  – направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

5. Социальная  – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества.

6. Экологическая – осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды.

7. Налогообложение и взимание налогов. Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий.


8. Охрана правопорядка – обеспечение полного и точного исполнения законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.[2]

Внешние функции - это направления деятельности государства на взаимоотношения с другими странами. К ним относятся:

1) оборона страны от нападения извне;

2) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

3) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического, социально-культурного сотрудничества;

4) определение статуса и защиты государственной границы.[3]

Форма государства зависит от функционирования и взаимодействия множества элементов, являет собой определенный порядок существования высших органов государственной власти и управления. Нужно добавить, что важная роль отводится обществу.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные черты, наполняющиеся, по мере того, как развивается общество новым дополнением, становясь крепче во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.[4]

Историческое развитие формы государства

Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Формирование российского государства соединяло в себе 2 процесса:

  1. включение в орбиту власти центра, уже сложившихся политико-территориальных единиц — княжеских и боярских уделов;
  2. присоединение новых территорий (Сибири), где политико-территориальные единицы приходилось создавать заново[5]

Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархияС определенной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная монархия» отождествляется с западной абсолютной монархией XV-XIX вв. Поэтому для обозначения формы правления европейских государств раннего Средневековья стали использовать особое понятие - «раннефеодальная монархия». Затем она раздробилась. Характер политического режима на Руси был неоднозначен. По форме государственного устройства, можно сказать, что государство представляло собой больше единое унитарное государство.


Период Новгородской и Псковской республик ХII-XIV века представлял собой республику, в которой народ являлся носителем государственной власти. Жизнь в этих государствах протекала размеренно, и особо конфликтных ситуаций между обществом и правящими слоями не было. Именно тогда зародилась республика, именно тогда создавались единые для всех социальных групп правовые положения.

Сословно-представительная монархия в России существовала со всеми признаками, характерными данной форме правления, хотя и со своими особенностями. Выражали интересы эксплуататорских сословий в России в этот период Земские соборы. Вначале XX в. начался процесс формирования конституционной монархии. В 1906 г. были приняты Основные законы Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной власти. Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом, которому был придан статус второй палаты парламента.

Последующие периоды истории феодального государства и права России связаны с образованием и развитием абсолютной монархии, дальнейшим развитием права, возникновением и развитием буржуазных отношений, классовой борьбой. [6]

Далее, важнейший период - период буржуазно-демократической революции. В результате этих изменений произошли существенные события в государственном строе. Самое важное - изменилась форма правления. На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая появилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г буржуазным Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию. Правые партии еще пытались при помощи последнего вернуть обратно монархическую форму правления. Об абсолютной монархии в период развития революции не могло быть и речи, так как самой буржуазии это также не было приемлемо. При этом надежды на установление в стране тех лет конституционной монархии у лидеров буржуазных партий оставались в течение всего периода от февраля к октябрю. Все столкновения народа с властью, революции, выражения недовольства на протяжении всей истории являлись неплохой практикой для изменения существующего положения государственного строя. [7]


Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный и противоречивый путь развития. По Конституции РСФСР 1918 г. государственное устройство носило федеративный характер, субъектами были национальные республики, и областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. [8]

Таким образом, форма государства - это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления. Функции государства: регулятивная, охранительная, экономическая, социальная, политическая, экологическая функция налогообложение и взимание налогов, функция охраны правопорядка.

В современной России произошло разгосударствление социальной жизни, свертывание командно-административных методов управления обществом. Создается новая система право, признающая примат права над государством, теорию разделения властей, естественные права человека и его свободы.

Глава 2. Понятие и виды форм государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают административно- территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесто связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. В зависимости от территориального устройства все государства можно рассматривать как: унитарные, федеративные и конфедерации.

Форма государственного устройства как элемент формы государства, характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. [9]