Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и классификация оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Теоретические основы и правовое регулирование оснований производства оперативно-розыскных мероприятий

1.1. Понятие и классификация оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий

Одним из основных элементов оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия. Следует отметить, что действующий Федеральный закон РФ «Об оперативно- розыскной деятельности»[1] содержит лишь перечень данных мероприятий, но при этом, в указанном нормативном правовом акте не сформулировано само их понятие. Данное обстоятельство, в отдельных случаях, влечет за собой противоречивость, как в их понимании, так и в порядке проведения.

Анализ научной литературы[2], показал, что под оперативно- розыскными мероприятиями необходимо понимать предусмотренные Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» действия, проводимые уполномоченными субъектами, при наличии установленных законом оснований, условий и соблюдения ограничений, с целью получения и дальнейшего использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Стоит отметить, что включение в содержание понятия «оперативно-розыскные мероприятия» цели их проведения необходимо в связи с тем, что в этом случае, во-первых, очевидной будет являться конечная цель проведения оперативно-розыскного мероприятия. Во-вторых, данная цель присуща любому оперативно-розыскному мероприятию, независимо от оснований и условий его проведения. В-третьих, данная цель не требует дополнительных разъяснений, поскольку понятие «результаты оперативно- розыскной деятельности» закреплено в межведомственной Инструкции «О порядке представления результатов оперативно- розыскной деятельности органу дознанию, следователю или в суд»[3].

Как совершенно справедливо отмечает А.Е. Чечетин, в качестве одной из важнейших гарантий обеспечения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать соблюдение законных оснований их проведения. И от того, насколько четко они определены, зависит правильность принятия решений[4]. В свою очередь, правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий обуславливает возможность использования их результатов и в уголовном судопроизводстве. На наш взгляд, отмеченные обстоятельства определяют необходимость рассмотрения понятия «основания проведения оперативно-розыскных мероприятий» и их классификации.


Поскольку в самом законе, регламентирующем проведение оперативно-розыскных мероприятий, определение понятия основания проведения оперативно-розыскных мероприятий отсутствует, то следует, обратится к научной литературе.

Так, В.Ю. Голубовский под основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий предлагает понимать «совокупность установленных законодательством обстоятельств, при наличии которых возможно комплексное использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности»[5].

Е.С. Дубоносов утверждает, что основания проведения оперативно-розыскных мероприятий – это «содержащиеся в поводах фактические данные о непосредственных признаках общественной опасности и противоправности деяния, требующие оперативного реагирования». В свою очередь, под поводами указанный автор предлагает понимать «поступившие к оперативному сотруднику источники сведений о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений»[6].

В тоже время, А.Ю. Шумилов, оценивая положения действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорит о том, что «в силу молодости оперативно-розыскного закона одним и тем же термином – «основания» для проведения оперативно-розыскных мероприятий в Федеральном Законе об оперативно-розыскной деятельности названы и важнейшие непременные причины их осуществления (собственно основания), и соответствующие формально-определенные поводы»[7].

Сходную с А.Ю. Шумиловым позицию занимают О.А. Вагин и А.П. Исиченко[8]. Указанные авторы отмечают, что понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению оперативно-розыскных мероприятий, так и собственно основания. При этом под поводами к проведению оперативно- розыскных мероприятий указанные авторы предлагают понимать «обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий». Соответственно, под основаниями – «фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения оперативно- розыскных мероприятий или следственных действий либо тех и других в совокупности».

Вместе с тем, В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров считают, что «…с такой точкой зрения, пожалуй, можно согласиться. В любом случае, она заслуживает внимания и обсуждения. Но этот вопрос требует специального рассмотрения». Однако указанные авторы обращают внимание на то, что термин «основания проведения оперативно-розыскных мероприятий» закреплен в Федеральном Законе об оперативно-розыскной деятельности, а поэтому при рассмотрении проблемных вопросов законодательного регулировании следует использовать именно его[9].


Под понятием «основания проведения оперативно- розыскных мероприятий», на наш взгляд, целесообразно понимать совокупность установленных законодательством обстоятельств, при наличии которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Что же касается классификации оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий[10], то в юридической литературе также не существует единого мнения по этому вопросу. В частности, некоторые ученые правоведы предлагают осуществлять деление оснований проведения оперативно- розыскных мероприятий в зависимости от решаемых с их помощью задач[11]. Сам же Федеральный Закон какой – либо классификации не предусматривает, но, тем не менее, ее важность и значимость при проведении оперативно-розыскных мероприятий очевидна, поскольку позволяют более глубокого и детального познать сущность данных мероприятий. Это во многом обуславливает вопрос о грамотном правоприменении оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в Федеральном Законе «Об оперативно- розыскной деятельности». Это связанно с тем, что любой сотрудник оперативных подразделений должен иметь четкое представление о том, какие именно оперативно-розыскные мероприятии допускается проводить в соответствии с законом, при наличии того или иного основания.

И в этом отношении следует отметить, что многие авторы указывают на наличие оснований, которые позволяют оперативным подразделениям осуществлять весь (без каких- либо изъятий) комплекс оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ч. 1 ст. 6 Федерального Закона об оперативно-розыскной деятельности, а также основания, при наличии которых не могут проводиться оперативно-розыскные мероприятии, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища[12].

Можно также привести и мнение Ю.Г. Волгина, который предлагает выделять следующие группы оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий:

  • основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий;
  • основания, допускающие проведение ограниченного (без включения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища) перечня оперативно-розыскных мероприятий[13].

Данная позиция нам представляется наиболее предпочтительной и, следуя ей можно весь перечень, из закрепленных в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно - розыскной деятельности», оснований привести в следующем, систематизированном с позиций правоприменителя виде:

1. Основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий.

2. Основания, допускающие проведение ограниченного перечня оперативно-розыскных мероприятий[14].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, основания проведения оперативно-розыскных мероприятий – это совокупность установленных законодательством обстоятельств, при наличии которых допускается проведение данных мероприятий. Перечень оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», с позиций правоприменителя, целесообразно разделить на две группы: основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий и основания, допускающие проведение ограниченного перечня оперативно-розыскных мероприятий.

1.2. Правовое регулирование оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье 7 ФЗ «Об ОРД» понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности[15].

Основания, указанные в ст. 7 ФЗ «Об ОРД», относятся не к ОРД в целом, а к проводимым ОРМ как в их совокупности, так и применительно к отдельным ОРМ. При этом результаты проведения одного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. В процессе проведения ОРМ применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т. д.) возможно получение оперативно-розыскной информации относительно событий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения ОРМ[16].


Для принятия решения о производстве ОРМ должны быть повод и основания.

Поводом могут являться поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений. Сведения могут поступать в письменной (оперативно-служебные документы, публикации в СМИ, материалы проверок, сообщения конфиденциальных сотрудников и др.) и устной (в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие криминогенной ситуации) форме[17].

Основаниями для проведения ОРМ, являются фактические данные о непосредственных признаках противоправности деяния или угрозы общественной безопасности, требующие реагирования оперативно-розыскных органов[18].

Все основания проведения ОРМ можно разделить на две группы:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших;
  • сбор сведений, необходимых для принятия решения о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, различным видам деятельности, а также для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД.

К первой группе ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД относит шесть оснований проведения ОРМ.

1. Наиболее значимое основание для начала проведения ОРМ - наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело - органом дознания (в том числе субъектом ОРД), следователем или судом и в чьем производстве оно находится[19].

Возбуждение уголовного дела является не только начальной стадией уголовного процесса, но и одним из решений, актов, завершающих стадию разрешения заявления, сообщения о преступлении. Сам факт принятия такого решения следователем или прокурором свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения и соответственно для начала предварительного расследования, что находит отражение в уголовно-процессуальном акте - постановлении о возбуждении уголовного дела[20].

Орган дознания даже без установления виновного лица, совершившего преступление, по любым находящимся в его производстве делам вправе проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 41 УПК РФ[21] запрещается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит поданному уголовному делу ОРМ.