Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Сущность и значение, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Права человека в оперативно-розыскной деятельности
1.2. Правовые нормы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД
2. Гарантии соблюдения прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2. Принцип равенства граждан, при проведении ОРМ
2.4. Судебный надзор за проведением оперативно-розыскных мероприятий
Введение
Оперативно-розыскная деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», принятым Государственной Думой 5 июля 1995 года. В ст.3 данного Федерального закона указанны основные принципы, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность (далее по тексту ОРД). В данной статье прописано, что они строятся на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств[1].
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в процессе соблюдения прав и свобод гражданин при осуществлении ОРД.
Предметом исследования стал анализ порядка соблюдения прав и свобод граждан в оперативно-розыскной деятельности.
Основной целью работы является разработка системы теоретических основ по вопросам изучения порядка, соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Данные цели достигаются посредством постановки и решения следующих задач:
- раскрыть нормативно-правовую регламентацию соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;
- изучить права и обязанности граждан на обжалование незаконных действий и решений оперативно-розыскных органов и их должностных лиц;
- исследовать ответственность за нарушения норм прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть проблемы и пути решения законодательного механизма соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
1. Сущность и значение, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
1.1. Права человека в оперативно-розыскной деятельности
Признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью и ведущим принципом российского права. В ст. 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ[2].
Статья 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод соответствует положению ст.55 (часть 2) Конституции РФ, устанавливающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др[3].
Во всех случаях сохраняются гарантии права на судебную защиту. Конституционный Суд РФ указывал в своих решениях, что закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту относится к числу основных, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах; оно должно быть предоставлено всем гражданам РФ, иностранцам, лицам без гражданства; оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его стадиях, включая кассационное и надзорное судопроизводство; оно выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.
В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод есть много общего в нормах Европейской конвенции и Конституции РФ. Общее заключается в том, что ограничение прав и свобод рассматривается как исключение из общего правила о необходимости наиболее полной и эффективной их защиты. Введение ограничений допускается лишь при соблюдении ряда требований и в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав человека. Статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Конституционный Суд РФ, исходя из собственной практики и учитывая практику Европейского Суда по правам человека, конституционных судов Европы, выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Суть этих правовых позиций заключается в следующем[4]:
- ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений;
- в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания;
- при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры;
- норма Конституции РФ о возможности ограничения прав и свобод при определенных условиях не может служить оправданием ущемления прав и свобод человека и гражданина в зависимости от национальной принадлежности или иного обстоятельства;
-не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм;
- чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.[5]
Исходя из этих правовых позиций, следует рассматривать и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
1.2. Правовые нормы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД
Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности не только декларирует обеспечение прав и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели ОРД и принципа ее осуществления (ст. 1 и 3 ФЗ об ОРД), но и формулирует правовой механизм, обеспечивающий гарантии соблюдения названных прав и свобод. В ст. 5 ФЗ об ОРД эти гарантии находят наиболее полное отражение.[6] Законодатель создал предпосылки реализации гарантий посредством закрепления следующих обязанностей оперативно-розыскных органов и их должностных лиц при проведении оперативно розыскных мероприятий:
- соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т.е. переписки, телеграфных, телефонных и иных сообщений;
- запрет на разглашение сведений, затрагивающих указанные конституционные права, честь и доброе имя гражданина;
- соблюдение прав объектов ОРД на защиту в форме обжалования действий субъектов ОРД как в орган, которому они подчинены, так и в прокуратуру или суд;
- установление оснований и порядка такого обжалования;
- обязанность восстановления указанными органами прав и законных интересов физических и юридических лиц, принятия мер по возмещению причиненного вреда;
- указание на возможность ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности. В ст. 5 ФЗ об ОРД не только определена обязанность оперативно-розыскных органов обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции. Это имеет исключительно важно значение, поскольку здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в ст. 23 – 25 Конституции РФ, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом, применительно к объектам ОРД. В ст. 5 ФЗ об ОРД четко определено фразой «при проведении оперативно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь об их объектах. Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий орган, прокурору или в суд.[7]
Обеспечение этих и иных конституционных прав, безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, но эта обязанность рассматривается не применительно к объектам ОРМ, а по отношению ко всем лицам без исключения и безотносительно к ст. 5 ФЗ об ОРД.
2. Гарантии соблюдения прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.1. Обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении своей деятельности ОРД
Итак, одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД является: обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина, то есть обязанность субъектов ОРД соблюдать эти самые права и свободы. Отличие данного понятия от понятия «обеспечение прав и свобод» состоит в том, что последнее, как уже говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия также понятие контроля и надзора за ОРД, и перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства - их признание, соблюдение и защита[8]. В Конституции названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией (ст. 64).
Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно ФЗ, об ОРД предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Это означает, что согласно закону, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за органами, осуществляющими ОРД.[9]
В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека.