Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Сущность и значение, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», принятым Государственной Думой 5 июля 1995 года. В ст.3 данного Федерального закона указанны основные принципы, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность (далее по тексту ОРД). В данной статье прописано, что они строятся на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств[1].

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в процессе соблюдения прав и свобод гражданин при осуществлении ОРД.

Предметом исследования стал анализ порядка соблюдения прав и свобод граждан в оперативно-розыскной деятельности.

Основной целью работы является разработка системы теоретических основ по вопросам изучения порядка, соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Данные цели достигаются посредством постановки и решения следующих задач:

- раскрыть нормативно-правовую регламентацию соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;

- изучить права и обязанности граждан на обжалование незаконных действий и решений оперативно-розыскных органов и их должностных лиц;

- исследовать ответственность за нарушения норм прав и свобод человека и гражданина;

- рассмотреть проблемы и пути решения законодательного механизма соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

1. Сущность и значение, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

1.1. Права человека в оперативно-розыскной деятельности

Признание человека, его прав и свобод яв­ляется высшей ценностью и ведущим принципом российского права. В ст. 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей Конституцией РФ[2].


Статья 17 Европейской конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод соответствует положению ст.55 (часть 2) Конститу­ции РФ, устанавливающей, что в РФ не должны издаваться зако­ны, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограни­чению: право на жизнь, охрана государством достоинства личнос­ти, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др[3].

Во всех случаях сохраняются гарантии права на судебную защиту. Конституционный Суд РФ указывал в своих решениях, что закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту отно­сится к числу основных, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах; оно должно быть предоставлено всем граж­данам РФ, иностранцам, лицам без гражданства; оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его стадиях, включая касса­ционное и надзорное судопроизводство; оно выступает как гаран­тия в отношении всех конституционных прав и свобод.

В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод есть мно­го общего в нормах Европейской конвенции и Конституции РФ. Общее заключается в том, что ограничение прав и свобод рассмат­ривается как исключение из общего правила о необходимости наи­более полной и эффективной их защиты. Введение ограничений до­пускается лишь при соблюдении ряда требований и в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав человека. Статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопаснос­ти государства». Конституционный Суд РФ, исходя из собственной практики и учитывая практику Европейского Суда по правам человека, консти­туционных судов Европы, выработал ряд правовых позиций, каса­ющихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражда­нина.

Суть этих правовых позиций заключается в следующем[4]:

- ограничения конституционных прав должны быть необходимы­ми и соразмерными конституционно признаваемым целям та­ких ограничений;

- в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют зако­нодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к ут­рате его реального содержания;


- при допустимости ограничения того или иного права в соответ­ствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необ­ходимые и строго обусловленные этими целями меры;

- норма Конституции РФ о возможности ограничения прав и сво­бод при определенных условиях не может служить оправданием ущемления прав и свобод человека и гражданина в зависимос­ти от национальной принадлежности или иного обстоятельства;

-не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конститу­ционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение ос­новного содержания соответствующих конституционных норм;

- чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правопри­менительной ситуации, норма должна быть формально опреде­ленной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширитель­ного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.[5]

Исходя из этих правовых позиций, следует рассматривать и соблю­дение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

1.2. Правовые нормы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД

Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности не только декларирует обеспечение прав и свобод че­ловека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели ОРД и принципа ее осуществления (ст. 1 и 3 ФЗ об ОРД), но и фор­мулирует правовой механизм, обеспечивающий гарантии соблюдения названных прав и свобод. В ст. 5 ФЗ об ОРД эти гарантии находят наиболее полное отражение.[6] Законодатель создал предпосылки реализации гарантий посред­ством закрепления следующих обязанностей оперативно-розыскных органов и их должност­ных лиц при проведении оперативно розыскных мероприятий:

- соблюдение прав человека и граж­данина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т.е. переписки, телеграфных, телефонных и иных сообщений;

- запрет на разглашение сведений, затрагивающих указанные конституцион­ные права, честь и доброе имя гражданина;


- соблюдение прав объе­ктов ОРД на защиту в форме обжалования действий субъектов ОРД как в орган, которому они подчинены, так и в прокуратуру или суд;

- установление оснований и порядка такого обжалования;

- обязан­ность восстановления указанными органами прав и законных ин­тересов физических и юридических лиц, принятия мер по возме­щению причиненного вреда;

- указание на возможность ответствен­ности, предусмотренной законодательством РФ.

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их со­блюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав выше­стоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая при­влечение виновных к соответствующей ответственности. В ст. 5 ФЗ об ОРД не только определена обязанность оперативно-розыскных органов обес­печивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан пере­чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не­обходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жиз­ни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции. Это имеет исключительно важно значение, поскольку здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в ст. 23 – 25 Конституции РФ, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом, применительно к объектам ОРД. В ст. 5 ФЗ об ОРД четко определено фразой «при проведении опера­тивно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь об их объек­тах. Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном ст. 5 ФЗ об ОРД, в вышестоящий орган, прокурору или в суд.[7]

Обеспечение этих и иных конституционных прав, безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, но эта обязанность рассматривается не применительно к объектам ОРМ, а по отношению ко всем ли­цам без исключения и безотносительно к ст. 5 ФЗ об ОРД.

2. Гарантии соблюдения прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности


2.1. Обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении своей деятельности ОРД

Итак, одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД является: обеспечение субъектами ОРД соблюдения прав и свобод человека и гражданина, то есть обязанность субъектов ОРД соблюдать эти самые права и свободы. Отличие данного понятия от понятия «обеспечение прав и свобод» состоит в том, что последнее, как уже говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия также понятие контроля и надзора за ОРД, и пере­чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не­обходимо при проведении ОРМ. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства - их признание, соблюдение и защита[8]. В Конституции названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией (ст. 64).

Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно ФЗ, об ОРД предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Это означает, что согласно закону, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за органами, осуществляющими ОРД.[9]

В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека.