Файл: Психофизические психические образования Тема Мнемические психические образования.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психофизические психические образования Тема 2. Мнемические психические образования
Интерференция (от лат. inter – между, ferens – несущий) -
Виды памяти (по времени формирования материала):
Виды памяти (по характеру психической активности):
Психофизические психические образования Тема 2. Мнемические психические образования
2.2. Забывание.
Виды памяти
Забывание -
утрата возможности воспроизведения информации
Между полным воспроизведением и полным забыванием существует несколько переходных этапов, которые иногда называют «уровнями памяти»:
Воспроизводящая память позволяет точно припомнить материал в той форме, в которой он изначально был предъявлен человеку.
Опознающая память делает возможным узнавание информации при повторном взаимодействии с ней.
Облегчающая память обеспечивает более высокую скорость повторного заучивания материала, который, казалось бы, уже окончательно забыт (забывается только конкретная форма материала, но его значимое для человека содержание в преобразованном виде включается в жизненный опыт).
Функции забывания:
1) способствует повышению эффективности обобщения
Герман Эббингауз
(Ebbigauz)
1850 -1909
Функции забывания:
2) охранительная функция
Зигмунд Фрейд (Freud)
1856 - 1939
Интерференция (от лат. inter – между, ferens – несущий) -
ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия
(наложения) другого материала, которым оперирует субъект:
Ретроактивная – ухудшение сохранения заученного материала вызывается оперированием с последующей информацией
Проактивная –ранее заученный материал мешает сохранению последующего
Виды памяти (по времени формирования материала):
Генетическая – фиксирует процесс развития организма и врожденные формы видового поведения (инстинкты)
Прижизненная
Импринтинг - (от англ. «запечатлевать») – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов, имеющих жизненно важное значение в первые дни жизни.
Лоренц Конрад
(Lorenz)
1903-1989
Виды памяти (по характеру психической активности):
Двигательная
Эмоциональная
Образная
Словесно-логическая
Блонский
Павел Петрович (1884-1941)
Двигательная память
обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, выступая основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых навыков и др.
возникает в онтогенезе очень рано. Первоначально двигательная память выражается только в условных рефлексах, вырабатывающихся в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизводство движений приобретают сознательный характер, и к концу первого года двигательная память достигает такого уровня развития, который необходим для овладения речью.
Развитие двигательной памяти происходит не только в первые годы, но и в последующие периоды жизни человека.
ПАМЯТЬ НА ДВИЖЕНИЯ:
ПАМЯТЬ НА ДВИЖЕНИЯ:
Проприорецептивная память - память на информацию, полученную через проприорецепторы (двигательный анализатор), принадлежит к образной памяти
Двигательная память - память, выражающаяся в заучивании, сохранении и воспроизведении не образов движений, а самих двигательных действий
Схема памяти на движения
(по В.И. Гончарову)
Эмоциональная память
Позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить различные эмоциональные состояния, поскольку эмоции сигнализируют об удовлетворении потребностей, сохраненные в памяти эмоции оказывают побуждающее или удерживающее (в зависимости от модальности вызванного ранее переживания) воздействие на поведение человека.
У человека можно наблюдать различные проявления эмоциональной памяти. Истинная эмоциональная память представляет собой воспроизведение чувственного состояния, переживание его «по-новому». Абстрагированная эмоциональная память в качестве предмета имеет воспоминание об объекте или ситуации, сохранивших ту или иную аффективную окраску.
Эмоционально окрашенные воспоминания воспроизводятся человеком лучше остальных. Эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание информации, вызвавшей эмоциональное состояние.
Часто можно наблюдать трансформацию силы и содержания воспроизводимых состояний.
Эмоциональная память надмодальна, поэтому принято считать, что эмоциональная память играет важнейшую роль в формировании травматических расстройств личности
Образная память
Образная память ориентирована на запоминание, сохранение и воспроизведение образов различных модальностей (зрительной, слуховой и др.).
Образные представления очень неустойчивы и зачастую расходятся с оригиналом, причем с течением времени эти различия могут усугубляться. Отдельные фрагменты образа могут выступать на первый план, «подавляя» остальные.
Точность воспроизведения в значительной мере определяется участием речи в процессах восприятия: то, что при
восприятии было названо, вспоминается более точно.
Искажающее влияние словесной памяти на зрительную. Средняя колонка: фигуры, показанные испытуемым двух групп: левая колонка—рисунки испытуемых 1-й группы в соответствии с предложенными названиями; правая — рисунки испытуемых 2-й группы в соответствии с предложенными названиями
Словесно-логическая память
Необходима для запоминания, сохранения и воспроизведения мыслей.
Особенность —тесная связь с речью человека, опосредованность второй сигнальной системой; это делает словесно-логическую память специфически человеческой, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в определенных формах свойственны и животным.
Словесно-логическая память может проявляться по-разному. С одной стороны, она позволяет запоминать и воспроизводить только смысл данного материала, с другой стороны, с ее помощью можно отражать не только основную идею, но и ее буквальное словесное выражение.
В большей степени произвольна, нежели другие виды памяти, и отличается большей точностью воспроизведения.
Опираясь в своем развитии на другие виды памяти, по мере становления высших психических функций становится ведущей по отношению к ним, и начинает оказывать влияние на их функционирование.
Закономерности:
Закономерности:
«эффекта края»: при запоминании ряда слов точнее всего воспроизводятся те, которые расположены в начале и конце списка;
«эффект передвижения к началу текста интересного материала»: та деталь в рассказе, которая привлекла внимание человека, при пересказе часто передвигается ближе к началу;
«эффект сглаживания», который может проявляться в забывании неважных или, с другой стороны, «неудобных», не вписывающихся в общую структуру образа мира деталей
Виды памяти (по длительности хранения следов воздействия):
Мгновенная (сенсорная)
Кратковременная
Промежуточная ???
Долговременная
Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину
Сенсорная (мгновенная) память
Представляет собой гипотетическую подсистему памяти, обеспечивающую удержание в течение короткого времени (менее 1 сек) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.
Является первым этапом обработки поступающего извне материала.
С ее помощью психика на очень короткое время способна удерживать достаточно точную картину мира, воспринимаемую в данный момент органами чувств. Именно эта подсистема памяти обеспечивает слитное восприятие внешнего мира.
Характеризуется модальной специфичностью, в связи с чем ее ведущие разновидности получили отдельные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая).
Материал, сохраняющийся в сенсорной памяти, формируется пассивно, не поддается произвольному управлению, его нельзя специально задержать в памяти, воспроизвести или сделать более отчетливым. Человек получает и удерживает значительно больше информации, чем может впоследствии воспроизвести
Эксперимент Стерлинга
Кратковременная память
Модально неспецифична. Информация в ней представлена не сведениями от отдельных органов чувств (зрения, слуха и т. д.), а абстрактным последовательным кодом. Период консолидации сильно варьирует в зависимости от сложности навыка и характера воздействия, но не превышает часа.
В отличие от сенсорной, возможно произвольное управление с помощью вербализации (проговаривания) или символизации удерживаемого в памяти.
Имеет ограниченный объем, поэтому приоритет попасть в эту подструктуру памяти получает та информация, которая в данный момент находится в центре внимания. Принято считать, что объем кратковременной памяти исчисляется в некоторых обобщенных структурных единицах и выражается числом 7±2
Долговременная память
Представляет собой подсистему памяти, обеспечивающую продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков.
Информация хранится в длительное время, в некоторых случаях исчисляемое десятилетиями, что обусловливает огромный объем сохраняемого в ней материала.
Несмотря на то что объем долговременной памяти практически неограничен, доступность хранящейся в ней информации (то есть возможность ее произвольного или непроизвольного воспроизведения) определяется степенью ее организованности и личностной значимости для человека.
Формы организации информации в долговременной памяти:
1. организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения родовых (общих) и видовых (частных) понятий. Сведения в этом хранилище связаны между собой.
2. Второе «хранилище» характеризуется отсутствием произвольного доступа к содержащимся в нем данным. Есть мнение, что информация хранится в нем в непреобразованном, необработанном виде.
Типы ДП
Эксплицитная (декларативная)
Имплицитная
Факты – общие знания
События – «эпизодическая память»
Моторные и когнитивные умения и навыки
Эффекты жизненного опыта
Подсистемы долговременной памяти (по Р. Аткинсону)
Виды памяти (по наличию субъективного усилия и контроля)-
Непроизвольная
Произвольная
Непроизвольная память | Произвольная память |
Без волевых усилий и контроля сознания | Требует постановки цели на запоминание и сознательного контроля |
Генетически первична | Возникает на основе непроизвольной |
«Природная» память | «Социальная» память |
Формирует умение воспроизводить материал обобщенно и как руководство к решению задач на это знание | Формирует умение точно воспроизводить индивидуальные черты материала, не связанные с конкретной работой |
Самыми древними памятниками письма являются квипу (узлы — на перуанском языке). Это условные вспомогательные знаки для памяти. Не только узлы, но также и цвет шнурка имеет свое значение. Белые шнуры обозначают серебро и мир, красные — воинов или войну, зеленые — маис, желтые — золото.