Файл: Урок русского языка в 10 Б классе Цифровые технологии. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГУ «Асубулакская средняя школа» методическое объединение учителей языковых дисциплин декада открытых мероприятий
Открытый урок русского языка в 10 «Б» классе «Цифровые технологии. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями»
Учитель: смирнова ирина николаевна
Цифровые технологии. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями
Цели обучения (ссылка на учебную программу)
10.1.5 строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер;
10.2.3 понимать применение специальной лексики в тексте;
10.2.4 определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров научно-популярного подстиля (очерк, статья, эссе);
10.2.5 формулировать вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту.
10.4.2 использовать лексику научного стиля, в соответствии с целью и ситуацией общения;
10.4.3 соблюдать словообразовательные и морфологические нормы;
10.4.4 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях
Цели урока
- использовать лексику научного стиля;
- определять типы, признаки, языковые особенности текстов разных жанров научно-популярного подстиля;
- Анализировать предложения с обособленными определениями.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
ПОЧЕМУ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО-ИНОМУ ИМЕНУЮТСЯ DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ ?
ЗАДАНИЕ
Рассмотрите схему. Как связаны между собой понятия «цифра» и «палец»?
Латин. Digitus
«палец»
Англ. Digital
Цифровой
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Английское слово DIGITAL («цифровой») происходит от латинского DIGITUS («палец»).
Человечеством в течение длительного времени в процессе подсчета малого количества использовались пальцы, таким образом, десятичная система исчисления стала основной.
Слово «цифровой» используется для обозначения любого объекта, который работает с дискретными значениями.
Дискретный – разделительный, состоящий из отдельных частей. Дискретный способ
ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ?
Цифровые технологии –
технологии, основанные на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно с использованием двоичной системы), значение которых является носителем информации.
Соотнесите слово и лексическое значение
Цифровой
Оцифровка
Цифровизация
Цифровизировать
Оцифровать
Описание объекта, изображения или аудио-, видеосигнала в виде набора дискретных замеров (выборок) этого сигнала
Связанный с информацией, выраженной при помощи цифр
Переход нас цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств
Перевести информацию в вид, пригодный для записи на электронные носители
Переводить данные в цифровой вид записи
Проверьте себя
Цифровой
Оцифровка
Цифровизация
Цифровизировать
Оцифровать
Описание объекта, изображения или аудио-, видеосигнала в виде набора дискретных замеров (выборок) этого сигнала
Связанный с информацией, выраженной при помощи цифр
Переход нас цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств
Перевести информацию в вид, пригодный для записи на электронные носители
Переводить данные в цифровой вид записи
ВСПОМНИТЕ
ОБОСОБЛЕНИЕ – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности по сравнению с остальными членами предложения
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
- Если выражены причастным оборотом, прилагательным с зависимыми словами, а также одиночным причастием или прилагательным и стоят позади определяемого существительного.
Х какие?
В середине ХХ века появились аналоговые компьютеры, /обрабатывающие информацию в виде разницы в напряжении сигнала/.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
2. Если выражены прилагательным, причастием, причастным оборотом и относятся к личному местоимению.
какие? Х
/Обеспечивающие надёжность, многофункциональные/, они (цифровые технологии) дают возможность безграничного доступа к большим объёмам информации.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
3. Если причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами стоят перед определяемым словом и имеют причинное или уступительное значение.
какие? Х
/Содержащий только последовательности нулей и единиц/, оцифрованный звук не сопровождается никакими шумами.
ЗАДАНИЕ
Прочитайте текст. Определите основную мысль текста, укажите его жанровые признаки.
Цифровые технологии настоящего и будущего
Современные научно-технические процессы практически невозможны без широкого внедрения и использования цифровых технологий. Именно быстродействие и универсальность сделали IT – технологии столь востребованными в современных отраслях науки и производства. И далеко ходить за примерами не приходится.
Возьмём хотя бы бытовую технику, имеющуюся в каждом доме. Компьютеры, смартфоны, бытовая электроника. Трудно представить современную действительность без подобных предметов обихода.
Некоторые исследователи утверждают, что внедрение технологических новинок с каждым годом будет происходить всё более быстрыми темпами. Например, если на повсеместное распространение электричества в ХХ столетии ушло более 30 лет, то планшетные компьютеры вошли в нашу повседневность за 3 – 4 года.
Трудно себе представить, что несколько лет назад ответ на вопрос: «Какую бы одну из трёх особенно нужных вещей вы взяли бы с собой – ключи от дома, карманные деньги, сотовый телефон?», ответ прозвучал бы в пользу либо ключей, либо денег. Но уже сегодня, по заявлению авторитетного издания «Gartner», более половины респондентов остановили бы свой выбор именно на электронном гаджете.
В будущем внедрение технологий электронного банкинга и интернет – вещей позволит полностью перейти к цифровизации жизнедеятельности.
Отрасли, интенсивно использующие цифровые технологии, развиваются в два раза быстрее, чем в среднем по экономике. Так, обслуживание клиентов через сеть «Интернет» позволяет банкам сократить свои трудозатраты почти в 10 раз по сравнению с традиционными видами обслуживания.
Вступив в информационную эру, человечество готовится сделать новый шаг в развитии цифровых технологий.
https:// www.aviapanorama.ru|wp-content|uploads|2018|08|04.pdfe
Дескрипторы
Определяет основную мысль текста – 1 балл
Называет его стилевую принадлежность – 1 балл
Приводит доказательства стилевой принадлежности – 2 балла
Определяет жанр текста – 1 балл
Называет языковые признаки данного жанра – 3 балла
Максимальный балл – 8 баллов
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬИ
- специальная лексика (цифровые технологии, научно-технический процесс, IT-технологии, цифровизация);
- Вводные конструкции (например, по заявлению авторитетного издания);
- Выражения для привлечения внимания читателей («Возьмём, к примеру», «трудно представить…»);
- Простые предложения с обособленными членами.
ЗАДАНИЕ
Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях.
Возьмём хотя бы бытовую технику имеющуюся в каждом доме.
Отрасли интенсивно использующие цифровые технологии развиваются в два раза быстрее, чем в среднем по экономике.
Дескрипторы
Верно расставляет знаки препинания при обособленном определении – 1 балл
Называет определяемое слово – 1 балл
Определяет границы обособленного определения – 1 балл
Определяет положение обособленного определения по отношению к определяемому слову – 1 балл
Объясняет причины постановки знаков препинания – 1 балл
Максимальный балл – 5 баллов
Проверьте себя
Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях.
Х какую?
Возьмём хотя бы бытовую технику, /имеющуюся в каждом доме/.
Х какие?
Отрасли, /интенсивно использующие цифровые технологии,/ развиваются в два раза быстрее, чем в среднем по экономике.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В – придумать и записать три предложения с обособленными определениями на тему «Цифровые технологии».
С – написать эссе или подготовить сообщение на тему «Развитие цифровых технологий в сельской местности
РЕФЛЕКСИЯ
СТРАТЕГИЯ 3, 2, 1
Назовите:
3 самые важные момента, которые запомните из этого урока..
2 самых интересных момента.
1 самый ненужный момент
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
12-14 БАЛЛОВ – «5»
10 – 11 БАЛЛОВ – «4»
5 – 9 БАЛЛОВ – «3»